© 2013 galina vadimovi_svaschenniki

Вадимовы – священники земли Казанской

Не столь давно на блоге появилась статья Екатерины Петровны Ключевской о священнике Петре Иоасафовиче Вадимове и его семействе. И, как порой случается, тема эта получила неожиданное продолжение. Знакомясь с Клировой ведомостью нескольких уездов Казанской губернии 1840-го года, встретила знакомую уже фамилию в причте Предтеченской церкви села Селенгуши Лаишевского уезда.

Священником Предтеченской церкви села Селенгуш в 1840 году значился «Иосиф Никитин Вадимов 46 лет, священнический сын. По выходе из учеников класса поэзии бывой Казанской Духовной Академии 1813 г. Марта 17 дня определен был во дьячка Лаишевской округи в село Щиру, того же года и в стихарь посвящен.  1823 г. Июля 22 дня Преосвященным Амвросием бывым Архиепископом Казанским посвящен во священника на настоящее место. Грамоту имеет».
В семействе отца Иосифа записаны: жена Мария Петрова 40 и дети Флегонт Вадимов 12, обучается в Казанском духовном уездном училище в низшем отделении, на содержании отца; Александра 10Феоктиста 7, Иван 6, Глафира 3, Петр 2, Порфирий полугода; за малолетством числятся все при отце.
Должность свою о. Иосиф исправлял должным образом, поскольку судим и штрафован не был.
Дьячку двоюродный шурин.

Дьячком записан «Сергей Петров Носов 53 лет, дьячковский сын, из перваго российскаго класса бывой Казанской Духовной Академии. В 1807 г. определен в пономаря, посвящ в стихарь и определен в село Венету, в 1808 г. переведен на настоящ место». Жена его Надежда Лазарева 48 лет, как следует из сказанного выше, приходилась двоюродной сестрой священнику Иосифу Никитину. Отсюда вытекает, что отцы священника Иосифа и жены дьячковской Надежды Никита и Лазарь были родными братьями, оба принадлежали к духовенству губернии.

В семействе священника Вадимова нас интересует сын Петр, родившийся между 1838-1839 гг., поскольку он вполне годится на роль священника села Арды Петра Иоасафовича Вадимова, о котором идет речь в статье Е.П.Ключевской. В Справочной книге по Казанской епархии на 1904 год находим, что в селе Арда Козмодемьянского уезда служит священник Петр Осипов Вадимов 65 лет (1839 г.р.). Совпадают и сведения о продвижении по службе: в обоих случаях год посвящения в диакона 1862, во священника – 1875, поставление к церкви села Арда состоялось в 1887 году.    Существенно лишь расхождение в отчестве: Иоасафович и Осипович.

Среди православных канонических имен есть Иоасаф (Господь есть Судия – евр.) и Иосиф (Бог да воздаст, буквально «будет добавлен, прибавится»- евр.).  Как видим, это два разных имени. Отец Петра Вадимова звался Иосифом. В одном случае отчество сына указано в простонародной русской форме – Осипов. Во втором случае ошибочно отец Петра назван Иоасафом (Петр Иоасафович), что удивляет. Составителям Справочной книги Казанской епархии 1909 года, из которой взяты сведения Е.П.Ключевской о семье священника Петра Вадимова, должны были бы разбираться в таких тонкостях. Но для нас существенно, что удалось проследить еще два поколения в родословии священнической фамилии Вадимовых.

В той же Справочной книге по Казанской епархии на 1904 священником церкви в честь Покрова Пресвятыя Богородицы села Полянки Спасского уезда значится Иван Иоасафов Вадимов, 69 лет, окончил курс Семинарии по 2 разряду; законоучитель земских школ; вдов, при нем дочь 31 г. Награжден напресным крестом (1899 г.) и Орденом Св. Анны 3 ст. (1900 г.) В сане и должности священника состоит с 1863 г.
На этом месте с 1870 г.

Сопоставление возраста Ивана Иоасафова Вадимова с возрастом сына Ивана священника Иосифа Никитина Вадимова не оставляет сомнения. Это старший брат Петра Иоасафова (Осипова) Вадимова.

Приход церкви села Полянок был не маленький. Всего в нем с тремя приходскими деревнями (1-я Арчиловка, Балымеры, 2-я Арчиловка) насчитывалось в 1904 году 529 дворов, прихожан мужского пола – 1834, женского – 1989. Каменная теплая церковь, построенная в 1778 г. на средства помещика Логгина Лихачева, имела три дела: главный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, правый – во имя Св. Николая Чудотворца, левый – во имя Преп. Феодора Студита. От Казани село находится в 130 верстах. В причте кроме священника состояли диакон Андрей Иванов Победоносцев 47 лет и псаломщик Константин Николаев Сперанский 33 лет. Население было русское, православное. В самом селе кроме того жили раскольники – 2 мужчин и 5 женщин, в деревне 2-я Арчиловка раскольников было: 83 муж. и 106 женщ. В селе была земская школа. Причт проживал в церковных домах; получал жалование от казны: священник – 160 р., диакон – 40 р., псаломщик – 40 р. Кроме того в пользовании причта имелась земля приусадебная (1 и 3/4 десятины) и пахотная – 34 десятины.

Нашелся и третий, самый младший  сын священника Иосифа Никитина Порфирий Вадимов. В 1869 году он служил пономарем в Покровской церкви села Богородского Чистопольского уезда Казанской губернии. Причт возглавлял священник Николай Мудров, диаконом был Констант Боголюбов. *

В селе Богородском (Шереметевке) каменная, теплая церковь была построена в 1832 на средства прихожан. Имела 3 придела: главный в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, приделы: правый в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, левый во имя Св. Ап. Петра и Павла. От Казани село располагалось в 200 верстах. В селе и приходской деревне Николаевка насчитывалось в 1904 г. 528 дворов, жителей – 1783 муж. и 1859 женщ. Все население было русским и православным.

Итак, удалось установить несколько поколений семейства Вадимовых, служивших в Казанской епархии по духовному ведомству. Первым в роду известен священник Никита (рожден примерно в середине 18 века – ?) с братом Лазарем. Неизвестно, имели они уже фамилию Вадимовы, или дана была она сыну Никиты Иосифу в бывой духовной академии.
Сын Никиты Иосиф (1794 – ?) продолжил отцовскую стезю, священствовал в Лаишевском уезде. Два внука Никиты, сыновья Иосифа Никитина Иван и Петр обучались в духовной семинарии и стали священниками, как их отец и дед. Первый служил в Спасском уезде, второй – в Козьмодемьянском. Брат их Порфирий в 1869 году состоял пономарем в Чистопольском уезде.
В статье Екатерины Ключевской прослежена судьба двух сыновей (четвертое поколение) священника Петра Иосифовича Вадимова. Константин Петрович Вадимов по окончании семинарии учительствовал в приходской школе, позднее приобрел специальность ветеринарного врача. Николай Петрович Вадимов также окончил духовную семинарию и обучался затем в Казанской художественной школе.
Пока это все.
——————-
* Источник: Метрическая книга Покровской церкви села Богородского, Чистопольского уезда, 1869 г.
На фото Предтеченская церковь села Селенгуши 1975 года
——————-
Предыдущие статьи по теме:
Вадимовы – штрихи к родословию
К истории церкви села Селенгуши Лаишевского уезда Казанской губернии

Отзывов: 4

  1. Вера
    14.05.2013 в 08:26 | #

    Галина, прочитала, как хорошую добротную сказку, с увлекательным сюжетом, неведомыми словами (люблю новые узнавать!), плавным неторопливым повествованием и большим позитивным настроем.
    Как они все дружненько в профессии держались и как душевно писались в Клировой: «Дьячку двоюродный шурин» – роднились…
    Спасибо за обнадеживающее обещание продолжения. Наверняка Вы эту династию своим вниманием не оставите и впредь. И какой богатый материал нашли и проанализировали!
    Имея совсем небольшой опыт работы в архиве тоже отмечала, что имена писались по-разному, даже для одного человека. Так, любимое мною имя Василиса было для одной крестьянки записано в метрических книгах и как Васса в нескольких случаях, хотя речь шла об одном человеке. Может быть, не особенно этому придавалось серьезное значение? Кроме того, было и так, что данное при крещении имя не нравилось, и в миру человек именовал себя по-другому. Я долго искала по книгам «Таисию», а она оказалась крещеной «Матроной». Что уж говорить про «Иосифа-Иоасафа»? Ведь похоже звучат!

  2. galina
    15.05.2013 в 09:01 | #

    Вера, неизменное спасибо за внимание Ваше, интерес. Продолжение возможно, если обстоятельства будут благоприятствовать. Хотелось бы найти сведения о старшем из сыновей Иосифа Никитина Флегонте. Проследить дальнейший жизненный путь уже известных членов семейства Вадимовых тоже интересно.
    Такие вот неожиданные находки являются лучшей иллюстрацией образа жизни, уклада духовного сословия России. В них отражение законоположений писаных и неписаных.

  3. Галина
    21.05.2013 в 21:54 | #

    Спасибо Вам за Ваш труд! Периодически просматриваю Ваш блог и не устаю радоваться.
    Галина, а по священнику Мудрову можно дополнительно что-либо узнать из Метрической книги Покровской церкви села Богородского, Чистопольского уезда, 1869 г.? Это Николай Никитич (брат нашего Константина Никитича Мудрова – протоиерея г.Мамадыша в 1898г.), он переведен был в Богородское в 1868 году и служил до 1880г.

  4. galina
    22.05.2013 в 07:12 | #

    Галина, рада Вам очень. Возможно, конечно, именно в этой Метрической книге и были какие-то записи о семейных событиях священника Николая Мудрова (рождение, смерть), но сейчас сказать об этом невозможно, т.к. дело мной просмотрено довольно давно и сдано. А вообще о священнике лучше всего пытаться узнать в Клировых ведомостях. В них всегда имеются послужные списки причта разной степени полноты. Впрочем, Вам это, конечно, известно. Мудровы довольно часто встречаются мне в моих изысканиях архивных.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>