© 2014 galina gruzinskaya_zerkov_4

Церковь во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Казань. Часть 3

Одной из утраченных церквей Казани посвящена статья Екатерины Петровны Ключевской, опубликованная в только что вышедшем «Раифском альманахе». Часть 3. (См. Часть 1 Часть 2)

Екатерина Петровна Ключевская
Кандидат искусствоведения

Сведения о прихожанах и благотворителях Грузинской церкви ограничены сохранившимися источниками, главным образом XIX – начала XX веков. Лишь единичные сведения о пожертвованиях относятся к XVIII столетию.
По исповедным ведомостям Грузинской церкви 1830 г. в приходе значилось 242 человека мужского пола и 319 женского. К началу XX в. число прихожан, по сведениям «Справочной книге Казанской епархии. Издание Казанской духовной консистории» (1909) сократилось – 88 мужчин и 116 женщин, русские, православные, раскольников 6, лютеран 4. Среди прихожан Грузинской церкви были представители старинных дворянских родов, крупных землевладельцев и выборных общественных деятелей Казанской губернии, уездных предводителей дворянства, военных. Многие из них проживали на Грузинской улице и имели здесь домовладения. Например, князь Семен Николаевич Баратаев, участник Бородинского сражения Войны 1812 г., кавалер многих орденов, в т.ч. св. Георгия 4 ст., а также Булыгины, Дурасовы, Мергасовы, Пыхачевы, Колбецкие, Матюнины, Филлипович, Дротаевские, Чичаговы, Фигнер, Мейснер, Свиньин, Краузе, Колосов и др. Среди записей в «Метрической книге Грузинской церкви на 1914 г.» нельзя не обратить внимание на многие известные казанские фамилии Адамюка, Булича, Пенинской, Есипова, Депрейс, Манасеина: «О рождении. Марианна (во имя св. равноапостольной Марианны 17 февр.) рождена 6. крещена 18. Родители – доктор медицины Валентин Емельянович Адамюк и законная жена его Валентина Васильевна. Восприемники – статский советник Петр Константинович Булич и жена генерала Наталья Емельяновна Белбц». «О вступлении в брак. 19 января 1914 г. Потомственный дворянин Сергей Герардович Ловицкий (31 год) и потомственная дворянка Анна Дмитриевна Пенинская (20 лет). Поручители по женихе – потомственный дворянин Дмитрий Владимирович Есипов и потомственный дворянин Павел Владимирович Пенинский; по невесте – Михаил Петрович Депрейс и студент Казанского университета Сергей Владимирович Уклеин». «Об умерших. Генерал-майор в отставке Вячеслав Вячеславович Манасеин. Скончался 18 июля 1914, погребен 20-го, 66 лет@. (30)

В церковных документах зафиксировано множество подаяний и доброхотных пожертвований, как церковными предметами и святынями, так и денежными суммами. Выше уже говорилось о напрестольном кресте с мощами, построенном «рачением просфорницы Евдокии Петровой 31 сентября 1749 г.», Казанском образе Божьей матери с окладом 1798 г., пожертвованном г. Фукс; образе Тихвинской Божьей матери «приложеном в 1827 г. госпожой Хвостовою», парчевых ризах шитых серебром золотом, обложенных битью, созданных на пожертвования Есипова, Мергасова, Хвостова, Волкова, Жданова и др.

Согласно «Книги данной из Казанской духовной консистории в Казанскую Грузинскую церковь для записи в оную прихода церковного» в апреле 1832 г. «господином статским советником и кавалером Петром Алексеевичем Дорасовым пожертвовано на пользу церкви серебром 25 руб.»; «в июле месяце 1832 г. коллежской секретаршей Татьяной Ивановной Поповой пожертвовано на пользу церкви 5 руб. 50 коп.»; «Внесены по курсу серебром деньги тысяча руб. в пользу Грузинской церкви статской севетницей Татьяной Ивановной госпожей Михеевой»; «Пожертвовано от неизвестных лиц 75 руб.». (31)

В «Книге для записи церковных приходов… за 1845 г. значатся денежные пожертвования: «получено от Казанского Приказа общественного призрения в пользу Грузинской церкви по Духовному завещанию подполковника Овцина А. 100 руб. серебром 28 руб. 57 коп.» (32) Эта запись позволяет установить дату кончины Арсения Степановича Овцина (р.1774 г.) из дворян С-Петербургской губернии, подполковника, участника Бородинского сражения Отечественной Войны 1812 г., холостяка – 1845 г. Согласно той же книге «в июле 1846 г. получено от отца благочинного полученные им из Казанского уездного суда по духовному завещанию от г. Мореля денег сорок четыре руб. девяносто две и три четверти копейки серебром». (33)

К середине XIX в. капитал церкви значительно пополнился за счет пожертвований стаского советника Вл. Булыгина, мещанки Анастасии Смирновой, коллежского регистратора Георгия Иванова, вдовы статской советницы Марьи Ивановны Сокольской, казанского купца Ивана Андреевича Фадеева, гвардии ротмистра Дмитрия Николаевича Булыгина, а также по духовным завещаниям мещанки Екатерины Степановны Ситниковой, полковника Николая Чичагова. (34) Из процентов с церковного капитала священники Грузинской церкви и получали содержание.

Имена священников Грузинской церкви в подавляющем большинстве затерялись в истории. За небольшим исключением сведения о них сохранились в клировых ведомостях, перечисленных выше.
Так, по ведомости 1816 г. священником служил Иван Григорьев 36 лет, окончивший курс Казанской духовной академии в 1805 г. и произведенный в священники к этой церкви. Дьяконом был Алексей Федоров, из Нижегородской семинарии, произведенный в дьяконы в 1792 г. в г. Ядрин к Спасо-Преображенскому собору, от коего и был переведен в 1798 г. в Казань в Грузинскую церковь. Дьячком был Петр Алексеев. (35)

«Ведомость града Казани Грузинской церкви…» за 1830 г. подписана священником Алексеем Федоровым Потоцким, пономарем Иваном Флегонтовым, дьяконом Андреем Павловым Пламенецким, дьячком Иваном Михайловым Воскресенским. (36)

По ведомости 1840 г. священником был Сергей Федорович Неофитов, великороссиянин Симбирской губернии, окончивший курс Казанской духовной семинарии в 1828 г. и Московской духовной академии в 1832 г., после чего был определен в Симбирское епархиальное ведомство. Преподавал в Казанской семинарии церковную историю, греческий, французский, немецкий языки и математику, удостаивался архипастырской признательности. В мае 1835 г. произведен в священники Богоявленской церкви в Казани, в апреле 1836 г. удостоен набедренника, а 5 июля 1840 г. переведен в Грузинскую церковь.
Дьяконом служил Александр Павлов, священнический сын, из необучавшихся. Служил в селе Живойкино Корсунского уезда Симбирской губернии, в Троицком соборе г.Тетюши, в Казани – в Петропавловском соборе, Духосошественской церкви, а с февраля 1835 г. – в Грузинской церкви. «Читает, поет и катехизис знает хорошо» – так он характеризован в ведомости.
Дьячком служил Иван Александрович Сатрапинский, из учеников Казанской семинарии по классам словесности, священной и всеобщей истории, географии, латинского, греческого и татарского языков. Будучи еще учеником, находясь в певческом хоре, в 1820 г. посвящен в стихарь, а в марте 1833 г. переведен к Грузинской церкви.
Пономарем был Василий Андреевич Беляев, дьяконский сын, из высшего отделения казанского духовного училища. Служил в Дмитровской церкви села Тинчурино Тетюшского уезда, в Троицком соборе г. Тетюши, с 1836 – в Казани в Грузинской церкви. (37)

Довольно продолжительной была служба в Грузинской церкви Андрея Дмитриевича Ясницкого. По окончании курса Казанской духовной семинарии он поступил в епархиальное ведомство и в 1851 г. был посвящен в священники Грузинской церкви. Состоял членом Казанской духовной консистории, депутатом по губернским присутственным местам, Как знаток татарского языка в 1855 г. участвовал в трудах переводческого комитета для перевода на татарский язык богослужебных книг: перевел первую половину Требника с присовокуплением 2 чинов – принятия в церковь отпадших и мусульман и 32 слова преосв. Григория. С этого же года он был избран увещевателем отпадших татар. Был также цензором для испытания знания татарского языка священников, определявшихся в татарские приходы. В 1859 г. был приглашен преподавать татарский язык в семинарии; в 1863-1864 гг. временно преподавал здесь богословие. С 1868 г. служил законоучителем казанской Мариинской гимназии. В разные годы входил в состав комитета по контролю хозяйственного управления Казанской духовной академией. Протоиерей, награжден бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг., камилавкой, палицей, и сопричислен к орденам св. Анны 2 ст. и св. Владимира 4 ст., что и предоставило ему право на причисление к дворянству Казанской губернии. (38) По выходе из семинарии, А.Д. Ясницкий женился на дочери священника Анне Дмитриевне Пеньковской (брак заключен 30.7.1851 г.). Их дочь Любовь Андреевна Ясницкая в 1894 г. вышла замуж за доцента Казанской Духовной академии Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), философа и богослова, открывшего новое направление в религиозной философии и богословии. Революция и гражданская война трагически отразились на судьбах этой семьи – отец и сын оказались непримиримыми антиподами в отношении к новой власти. Старший сын Валентин Викторович Несмелов, чекист, погиб при печально известных событиях в Раифе в июне 1918 г. Андрею Дмитриевичу Ясницкому на склоне лет было суждено пережить не только трагедию гибели внука, но и разрушение Грузинского храма. То и другое словно олицетворяло собой духовно-нравственное обнищание новой России.
В сослужении с А.Д. Ясницким. по сведениям клировой ведомости 1866 г. были дьякон Василий Николаевич Златоустов, 46 лет, из учеников среднего отделения Казанской духовной семинарии, в стихарь посвящен в 1840 г. и определен к Троицкому собору г.Тетюши в дьячки в 1857 г., по прошению определен к Грузинской церкви. «Из местных инородных языков знает черемисский язык».
Дьячком по прежнему был И.А. Сатрапинский. Пономарем служил Владимир Гаврилович Орлов, из низшего отделения Казанской духовной семинарии, в 1841 г. определен в пономаря Вознесенской церкви г. Козьмодемьянска, в 1843 г. посвящен в стихарь, в 1854 г. переведен в г. Чебоксары к Благовещенской церкви, с 1864 г. – в казанской Грузинской церкви. (39)

В начале XX в. по сведениям «Справочной книги по Казанской епархии» (1909) в штате причта по прежнему состояли священник, дьякон и псаломщик. Священником был протоиерей Василий Васильев Приклонский, 59 л., кандидат Духовной Академии, законоучитель училища глухонемых детей (в сане и должности с 1880 г., в Грузинской ц. с 1896 г., в 1905 г. награжден орденом св. Владимира 4 ст.). В сослужении с ним состоял дьякон Павел Петров Алексеев, 44 г. окончил курс Духовной семинарии по 2 разряду (в сане и должности с 1888 г., тогда же – в Грузинской ц., наград не имеет) и псаломщик Василий Петров Гурьев, 40 л., из IV класса Духовной Семинарии (в сане и должности с 1893 г., тогда же – в Грузинской ц., знаков отличия не имеет).  (40)
Позже, по сведениям на 1914 г. в Грузинской церкви служили священник Александр Воронцов с дьяконом Михаилом Молюхиным и псаломщиком Василием Гурьевым.  (41)
Неизвестно, прервалось или продолжилось родословие этих священнических фамилий. Помнят ли их потомки о своих предках – священниках Грузинской церкви? Хотелось бы, чтоб помнили, как помнят Ясницкие-Несмеловы и ныне проживающие в Казани.

Закрытию церкви и сносу самого здания предшествовали типичные для самого процесса борьбы с «классово-враждебной ролью церкви к пролетариату» обстоятельства. Одним из них было слияние общин и расторжение договоров на пользование церковным зданием и имуществом. В мае 1929 г. в общину Грузинской церкви обратилась община бывшего Федоровского монастыря с просьбой о слиянии. В Грузинскую церковь поступили и некоторые церковные предметы и иконы монастыря: чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери, копия с нее, чтимый образ вмч. Феодора Стратилата, икона Святой Троицы, икона св. пророка Божия Илии, икона Божьей матери «Троеручица», Казанская икона Божьей Матери и нерукотворного Спаса с их киотами. Но уже в 1930 г. объединенная община Грузинской церкви и Федоровского монастыря «в виду материальной несостоятельности» была присоединена к Петропавловскому собору, который в свою очередь также был закрыт в 1938 г. Некоторое время Грузинская церковь еще простояла закрытой. С конца 1932 г. здание использовалось под Дом культуры Армии. Но в 1933 г. оно было разобрано силами рабочих «Пишмаш».

***
Приходится признать, что многое в истории Грузинской церкви так и остается неизвестным. Противоречивы сведения о начальном периоде ее существования. Неизвестны имена ее строителей и архитекторов, даты и характер производимых перестроек и обновлений. Отрывочна информация о ее святынях и их происхождении, в том числе о храмовой иконе Грузинской Божьей Матери.
Остается надеяться, что со временем вновь выявленные документы позволят дополнить недостающие звенья в ее истории.
——————————-
Примечания
30. НА РТ. Ф,828. Оп.1. Д.24. Л. 19 об.-20; 38 об.-39; 62
Адамюк Валентин Емельянович (1877-1950) из дворян Казанской губернии, известный офтальмолог, доктор медицины (1907), профессор (1918), заслуженный деятель науки ТАССР (1945).
Булич Петр Константинович (1863-1936), дворянин, действительный статский советник, племянник Н.Н.Булича, земского деятеля, литературоведа, члена-корреспондента Петербургской Академии наук, ректора Императорского Казанского университета (1882-1884). Окончил Казанское Реальное училище и вольнослушателем Казанский университет, .земский начальник Чистопольского уезда Казанской губернии, член Казанского поземельного банка. В начале 1920-х гг. переехал с семьей в Москву, работал в ряде финансовых учреждений.
Депрейс Михаил Петрович (1866-?), потомок француза-гугенота, эмигрировавшего в Россию, дворянин. Старший сын Петра Николаевича Депрейса (1837- убит в 1918 в своем имении в Шапшах), участника обороны Севастополя. Депрейсы были близкими друзьями семьи Боратынских (Михаил Петрович дважды безуспешно сватался к Екатерине Николаевне Боратынской). Окончил Юнкерское кавалерийское училище, корнет запаса, земский начальник 3-го участка Казанского уезда Казанской губернии. Проживал в своем имении в Тимошкино.
Есипов Дмитрий Владимирович (1857-?), дворянин, землевладелец Лаишевского уезда Казанской губернии.
Манасеин Вячеслав Вячеславович (1847- 1914), дворянин, двоюродный брат В.А.Манасеина, доктора медицины, известного общественного деятеля. Окончил Варшавское юнкерское училище. Женат на Маруслине Адамовне, которая после его смерти унаследовала домовладение на Грузинской улице.
Пенинская Анна Дмитриевна( 1894-?), дворянка, дочь Д.В.Пенинского, штабс-капитана в отставке, земского начальнике 2-го участка казанского уезда Казанской губернии. Окончила с шифром Родионовский институт благородных девиц в 1911 г.
31. НА РТ. Ф.828. Оп.1. Д.10. 4 об.; 7 об; 14-14 об.; 15. Михеева Татьяна Ивановна (?), дворянка. Жена И.И. Михеева, генерал-провиатмейстера, советника Казанской казенной палаты.
32. НА РТ. Ф.828. Оп. 1. Д.12. Л. 45 об. См.:Казанское дворянство. 1785-1917. Генеалогический словарь. – Казань. 2001. С. 408
33. НА РТ. Ф.828. Оп.1. Д.12. Л.63 об.
34. НА РТ. Ф. 4.. Оп.1. Ед. хр.5. Л. 25 об.- 30
35 НА РТ. Ф.4.Оп.48. Ед.хр. 42. Л.59-61
36. НА РТ. Ф.828. Оп.1. Д. 4. Л.401
37. НА РТ. Ф. 4. Оп. 72. Ед.хр.113. Л. 96 об.
38. См.: История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный период ее существования. 1842-1870-е гг.) П.Знаменского. Том 3 – Казань 1892. С.368; Казанское дворянство. 1785-1917. генеалогический словарь. – Казань 2001. С. 637
39. НА РТ. Ф.4. Оп. 98. Ед.хр.39. Л. 97 об.
40.Справочная книга Казанской епархии. Издание Казанской духовной консистории. – Казань. 1909. С. 14-15
41. НА РТ. Ф.828. Оп.1. Д. 24. Л.19-20 об.

 

Отзывов: 6

  1. Вера
    04.03.2014 в 20:08 | #

    Удивительное по количеству и разнообразию фактов исследование, благодаря которому довольно осязаемо возникает в воображении красавица церковь с «пространством, просвещенным божественной благодатью»! Как любили и украшали церкви в прежние времена, создавая место, где можно было дать отдых душе и без которого жизнь на земле была немыслима… Пусть повезет Екатерине Петровне и появятся дополнительные возможности, «ныне ограниченные единственно составом уцелевших документов», которые помогут заполнить недостающие странички истории Грузинской церкви.

  2. ИРИНА
    30.04.2014 в 10:17 | #

    У МЕНЯ НЕТ НИКАКИХ ДОКУМЕНТОВ, НО ЗНАЮ,ЧТО РОДНОЙ БРАТ МОЕГО ПРАДЕДА, ВОРОНЦОВА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА (настоятеля Петропавловского собора в КАЗАНИ),- ВОРОНЦОВ АЛЕКСАНДР, БЫЛ СВЯЩЕННИКОМ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ. И С РАДОСТЬЮ ПРОЧЛА ЕГО ФАМИЛИЮ. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА СТАТЬЮ! По крупицам нахожу информацию в интернете о своих предках-священникf[ ВОРОНЦОВЕ Н.А.,Троицком Н.М., Александрове А.И. Благодаря таким подвижникам и знакомлюсь со своим родом. Поклон.

  3. ИРИНА
    01.05.2014 в 00:36 | #

    Из статьи Елдашева А.М. в «Раифском Вестнике» от 29 ноября 2009 года узнала,что протоиерей Воронцов А.А. был последним настоятелем храма. Исполнял должность доцента КДА по кафедре пастырского богословия и гомилетике. Скончался 31 марта 1919. Могила не сохранилась.

  4. Ольга
    17.01.2016 в 18:09 | #

    С большим интересом прочитала публикацию о Грузинской церкви в Казани. Именно в ней служил с 1798 года по 1826 год диаконом, а с 1826 по 1833 год священником Потоцкий Алексей Федоров – мой прямой предок. И спасибо хозяйке этого блога Галине за помощь в поисках информации в документах НАРТ.

    • galina
      23.01.2016 в 18:09 | #

      Ольга, рада Вам! Вот и маленький штрих о Ваших Потоцких добавился. Сегодня внесла дополнение в ранее опубликованную статью о священно и церковно служителях Тепловых. В этом дополнении упоминаются Ваши Потоцкие Алексей Федорович и Алексей Алексеевич. Думается, были они в дружбе с певчим Архиерейского хора Казани Михаилом Ивановичем Тепловым. Вот ссылка на эту статью: Тепловы

      • Ольга
        16.07.2016 в 09:58 | #

        Галина, я еще раз перечитала эту статью, и о Тепловых тоже. И думаю, что т.к. Алексей Федорович Потоцкий долгое время был дьяконом, то наверняка у него был хороший певческий голос, скорее всего баритон или даже бас. Пение – это одна из сторон, которая сближала его с Михаилом Ивановичем Тепловым; скорее всего так и было.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>