© 2011 galina p_michil_13

Протоиерей Михаил Источников. Жизнь. Служение. Кончина

Затевая этот свой блог, я не имела четкого представления о том, каким быть ему. Некоторые статьи мои здесь вполне ожидаемы, поскольку отвечают первоначальным задумкам. Иные же стали неожиданными и для меня самой. К последним относится цикл, посвященный Казанскому женскому епархиальному училищу, о чем я честно и говорю в статье «Старая фотография. Епархиалочки». Но чудесным образом именно рассказ об этом училище познакомил меня с потомками первого инспектора училища Михаила Источникова, личности во всех отношениях неординарной, оставившего заметный след в истории духовного  образования города Казани.

Праправнучка отца Михаила Анна Горшкова любезно откликнулась на мое предложение  и написала замечательный рассказ об отце Михаиле, за что я ей глубоко благодарна. Трагическая гибель и жестокое время не позволили ученикам и родным должным образом почтить память протоиерея Источникова. Так пусть эта статья будет запоздавшим на 93 года некрологом и памятным венком на безымянную могилу мученика Михаила.

Анна Горшкова. Москва

Еще при первых шагах русских вслед за Царем Иоанном по земле казанской, начали формироваться династии духовенства, пришедшие окормлять купцов, стрельцов и крестьян, поселившихся на новых местах. Так, вплоть до века 20-го, они и расселялись на сей благословенной земле, служили, молились и благоукрашали ее по мере своих сил.

В таком древнерусском селе Омары родился в середине 19 века известный в предреволюционное время священник города Казани прот. Михаил Источников (10.01 1865 г. ст.ст.). В семье местного сельского дьякона Константина Александровича Источникова он стал первым выжившим мальчиком, а потому родители возлагали на него особые надежды и пытались дать ему самое лучшее образование и воспитание.

Мама о.Михаила Евлампия Ивановна (в девичестве Дьяконова) сама родилась в семье священника Иоанна, стоявшего у истоков школ в Омарах. При храме была достаточно богатая по тем временам библиотека и детям прививалась любовь к чтению с самого раннего возраста.

Благовещенская церковь, в которой издревле служили деды и прадеды Михаила, стояла на живописном высоком холме на речке Омарке недалеко от впадения ее в Каму, и позолоченный крест виднелся далеко с главной реки. Когда-то в начале 17 века этим путем возвращалась из Москвы икона Николы Великорецкого, навстречу которой вышел весь народ. Свт. Николай отметил ревность жителей чудесами исцеления, занесенными в историю… Эти живописные места, широкая Кама да раздольные поля, длительные летние крестные ходы с чтимыми иконами по полям и окрестным деревням сформировали мягкий характер Михаила, посвятившего свою жизнь воспитанию юных девочек духовенства и мальчиков из крещеных татар, среди которых и стоял этот островок православного благочестия в « глухом Мамадышском уезде», как говаривали тогда.

Повторив путь своих сверстников из духовного сословия, в определенный срок Михаил уехал из родных Омар поступать в Чистопольское Духовное училище. Впрочем, вскоре родители вместе с новорожденным братом Михаила Иваном перебрались из села в тот же уездный город Чистополь. Успешно завершив начальное образование, Михаил уехал в губернскую Казань поступать в семинарию в 1879 году. Вместе с ним в первом классе оказались ребята, чьи имена оставили немалый след в истории Казанской епархии – будущий новомученик Орест Александров, один из братьев Руфимских – Порфирий, Гурий Дезидерьев и многие другие. Впрочем, самим мальчикам этот год запомнился кончиною в ноябре месяце старца-архиерея Антония Амфитеатрова. Ректором семинарии в том же году стал архимандрит Никанор Каменский, известный богослов и историк, чьи годы пребывания владыкою в Казанской епархии совпали с началом (1891-93) и расцветом (1908-1910) деятельности Михаила Константиновича.

По окончании семинарии в 1885 году, Михаил Константинович вступил на академическую стезю, ибо наука давалась ему всегда легко. Впоследствии он проявит себя почти во всех видах деятельности, доступной священнику – он будет и настоятелем, и хозяйственником, и законоучителем, и проповедником, и лектором, и преподавателем самых разнообразных предметов… Но на литературном поприще, начиная с Академии, он станет человеком одной книги, одного труда. И, занимаясь подчас далекими от глубокой науки, вещами – воспитанием епархиальных девочек и мальчиков, служением, и иными самыми разнообразными предметами, Михаил Константинович пристально всматривался в Древний Восток, историей которого проникся еще с академической скамьи. Ему интересны стали Древние цивилизации, особенно Персия, взаимодействию которой с библейской культурой посвятил свои исследования о.Михаил. С этой темой, звучавшей очень нелегко при произношении («Мнимая зависимость библейского вероучения от маздеизма»), он и закончил академический курс в 1889 году «с правом получения степени магистра без нового устного испытания». Древняя Персия еще отзовется и в его судьбе и в судьбе его близких.

По распределению Михаилу Константиновичу надлежало сразу отбыть в Уфу для преподавания богословия в местной семинарии, куда он и отправился летом 1889 года.

Ах, это лето! Остановился юный студент в доме известного священника города Уфы, настоятеля Ильинской церкви, прот. Александра Медиоланского. Дом о.Александра был всегда полон народу самого разного свойства. Одних своих детей у него было 13 человек. Правда, к этому времени большинство из них были уже женаты или замужем, но все свои крестины, венчания и другие семейные праздники справляли в большом и гостеприимном отчем доме. А младшие еще жили под теплым родительским крылом.
К тому же о.протоиерей любил украшать благолепно свой храм и дом разнообразными интересными людьми, попадавшими в его поле зрения. Год спустя после этого лета, в 1890 году, о.Александр приметил посетившего их город молодого талантливого человека и пригласил его украсить  церковный хор. Так в его хоре оказался только начинавший свой взлет Федор Шаляпин. А в то лето 1889 года протоиерей Александр сразу почувствовал, что посетивший их выпускник академии наделен немалыми способностями…

С назначением что-то не сложилось, и Михаил Константинович возвратился в родную Казань в начале 1890 года, но уже не один, а с молодою женой, младшей дочерью о. протоиерея Елизаветою Александровной.

Не теряя времени, Михаил Константинович определился на службу в только что открытое в марте 1890 года женское епархиальное училище. Этот шаг на всю жизнь определил круг его интересов. До последних дней существования Российской Империи он воспитывал девочек, совмещая педагогику со служением и научными интересами.

Казанское епархиальное училище в это время только оперялось, и Михаил Константинович принял деятельное участие в его создании на первом этапе. Еще до официального открытия он взял на себя обязанности делопроизводителя, инспектора классов и преподавателя русского языка, арифметики, чистописания, географии и церковного пения.
И если общеобразовательные предметы можно преподавать на основе собственных знаний, то к церковному пению необходимы известные способности. Вся семья Источниковых была поющая. В своей проповеди о.Михаил вспоминал о колыбельных песнях своей матери. Впоследствии его брат и сестра, обладавшие уникальными голосами, передали музыкальные таланты многим поколениям своих потомков. Диакон Иоанн Источников участвовал во всех торжествах города, а сестра Елизавета пела в церковном хоре.

Михаил Константинович с головою погрузился в работу. Преподавание столь многих предметов девочкам он совмещал с обучением мальчиков в Духовном Училище.

1891 год стал одним из самых значительных в его жизни. Десятого марта, на день торжества Православия, Михаил Константинович был рукоположен Архиепископом Павлом во священника, а уже через месяц получил свою первую награду – набедренник, который символизирует «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф 6 ,17). Этим мечом священник вооружается против ереси, неверия и нечестия. Этот символ как нельзя хорошо отразил духовное служение о.Михаила. Завершился этот год рождением сына Володи, первым выжившим ребенком о.Михаила и матушки Елизаветы. (До этого в месячном возрасте летом 1890 года скончался их первенец – дочка Верочка). И уже в январе 1892 года о.Михаил принимает настоятельство в Александровской церкви при Родионовском институте благородных девиц (ныне в здании института располагается Суворовское училище).

Ах, какой сад раскинулся вокруг этой девичей обители от образования, воспоминания о котором хранила до конца своих дней выросшая в нем дочь Ольга. Здесь, в тишине раскидистых деревьев сумел завершить в 1897 году о. Михаил главный научный труд своей жизни, изданный отдельной книгой – «Мнимая зависимость библейского вероучения от религии Зороастра».

В то же время, с 1894 года, о.Михаил начинает преподавать Закон Божий в известной миссионерской крещено-татарской школе города. До конца своей жизни он поменяет много должностей и мест служения, но крещено-татарской школе будет верен до последнего. Со своими учениками он сфотографируется в 1915 году на одном из последних своих снимков.

Многолетний заведующий этой школой о.Василий Тимофеев происходил из Мамадышского уезда как и о.Михаил. Правда, сам он скончался в 1895 году, однако многие его ученики служили по селам этого уезда, в том числе зять о.Василия, священник Тимофей Егоров, вместе с которым о.Михаил запечатлен на том памятном снимке 1915 года. У них было много общих интересов. А на отпевание о.Василия священник Михаил Источников привел многих дам и учениц из Родионовского института.

Это была пора его творческого расцвета, ознаменованная стремительным служебным взлетом – очень быстро он прошел эту «лествицу».

1897 год – присвоение звания магистра богословия и награждение камилавкой.
1900 год – награждение золотым наперсным крестом.
1905 год –награждение орденом св.Анны 3-ей степени.

В 1905 году рождением последнего сына Александра и первой русской революцией и завершилась эта самая счастливая и насыщенная пора его жизни.

В сухих документах той эпохи мало отражен факт поддержки благородными девицами революции, что осталось в немногих воспоминаниях той поры. Так еще в 1904 году из института была исключена известная впоследствии чекистка-атеистка Вера Булич-Брауде, внучка А.М.Бутлерова, потомок Чаадаева и правнучка А.Радищева, без права поступления в казенные учебные заведения с формулировкой «за антирелигиозные и антиправительственные выступления». Гремучая смесь атеистов и правительственных вольнодумцев в ее крови сделала свое дело. Вера отказалась изучать Закон Божий и посещать церковь.

Этот эпизод сыграл немалую роль в решении батюшки в 1906 году вновь перейти к воспитанию епархиальных девочек, но теперь уже в другое училище, по времени своего основания в 1852 году бывшее первой ласточкой на поприще образования для дочерей духовенства в городе. Это было «Окружное женское училище для девиц духовного звания» ведомства Императрицы Марии.

Вчитываясь в строки проповеди, произнесенной батюшкой перед своими девочками в престольный праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм в 1908 году, ощущаешь мир, царящий под крышей училища. Наверное и там, как и везде, были свои обиды и мелкие ссоры, однако все это было стерто из исторической памяти и осталось лишь ощущение тихой спокойной заводи, левитановского пейзажа. О.Михаил подготовлял своих девочек к роли сельских матушек и учительниц и рекомендовал им не оставлять книгу в повседневной хлопотливой жизни, но быть верными помощницами своих мужей.
Уважение девушек запечатлелось в оставшихся от той поры поздравительных открытках к нему, от которых веет тихим духом начала века двадцатого.

В 1909 году священник Михаил был удостоен звания протоиерея, а на груди появилась медаль в память царствования Императора Александра III.

В эти годы голос о.Михаила слышится то на Высших Женских Курсах, организованных в Казани наподобие Петербургских (слушательницам стали преподавать богословие, которое читал о.Михаил,- невиданная вещь на Руси), то во Владимирской библиотеке – читальне, где он в своих беседах охватывал самые разнообразные темы от евангельских идеалов до истории.

Старшие дети в семье начали потихоньку оперяться, готовясь вылететь из родительского гнезда. В 1911 году старший сын Владимир, окончив 1 казанскую гимназию, поступил на медицинский факультет Казанского Университета. Дочь Ольга, готовясь стать преподавательницей французского языка, уехала в 1914 году на стажировку во Францию.
Этот 1914 год оказался для батюшки началом великих скорбей, как и для всей России.
Из-за начавшихся военных действий, дочь не могла вернуться в обратно домой, будучи отрезанной воющим государством от своей страны. Молитвами своего отца вместе со спутниками ей все же удалось добраться до теплохода отходящего в Одессу из Болгарии, по дороге чуть было не оказавшись проданной в турецкий плен, захватившим их судно пиратом.
В 1915 году ушли на Первую Мировую войну старший сын Владимир военврачом и все сверстники дочери, чтобы уже никогда не вернуться к нормальной жизни.

В эти смутные годы батюшка еще более усилил свои молитвы и погрузился в свою педагогическую деятельность, став преподавателем гомилетики (искусства проповеди) в Казанской Семинарии.

Проповеди же его самого, регулярно звучавшие под сенью Благовещенского кафедрального собора, последние два года связали его с Царствующим Домом, поскольку ему поручали произносить слова на Царские торжества, посвященные то рождению ныне святой мученицы Императрицы Александры Федоровны, то рождению вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. А в октябре 1916 года он произнес проповедь в защиту уже тогда травимого в левых газетках в последствие св. мученика Императора Николая II. Это стало его последним словом в Царской России, оставленным для потомков. Выданная когда-то медаль в память царствования отца и проповедь в защиту сына связали неразрывной золотой нитью духовную судьбу царских узников и семьи прот.Михаила.

Наступил 1917-й…

В семье произошли перемены – его дочь вышла замуж за вернувшегося с фронта после знаменитого мартовского указа о роспуске Царской армии друга юности подпоручика Виктора Васильевича Журина в мае 1917 года. Венчал их будущий новомученик о.Николай Троицкий. Им даже удалось совершить свадебное путешествие на теплоходике по Волге.

А потом наступил второй переворот… Первыми подпали под удар новой безбожной власти все духовные училища, семинарии и академии и церкви при них – то, чему о.Михаил посвятил всю свою жизнь.
На Сретение 1918 года в Казани состоялся грандиозный крестный ход из всех церквей города на Иоанновскую площадь с поминовением всех убиенных от безбожников и молитвой об умирении смуты.

А через два дня в семье батюшки родилась первая внучка (17.02.1918) – единственная, которую он увидел и окрестил.

На Пасху 1918 года ему была вручена одна из высших наград духовенства – палица. Символически она обозначает то же, что и набедренник –духовный меч – слово Божие, но является принадлежностью архиереев, архимандритов и самых заслуженных протоиереев.

Вот он и сравнялся со своим тестем… Но не радостное это было сравнение. Уже отменена была одна из наград Российской Империи, являющейся обязательной перед вручением палицы, – орден св. Владимира 4 степени. Уже никогда не будет торжество его N-летнего служения, отмечаемое в патриархальной обстановке всем приходом, подобно празднованию о. Александром в том незабвенном 1890-м… Да и вообще выживет ли сама церковь, в огне, спалившем Россию?

В июне 1918 го в городе прошло последнее епархиальное собрание в здании именно Окружного женского училища, на которое было принесено благословение от святейшего Патриарха Тихона – икона сщмч. Гермогена, освященная на его мощах. В церкви училища, где прот. Михаил прослужил последние 12 лет своей жизни, был отслужен перед иконой молебен. Духовенство города обсуждало на собрании самый болезненный для него вопрос – о преподавании Закона Божия в школах.

Лето 1918-го прошло для жителей города выдалось тревожным. В Казань вошли войска Владимира Каппеля.  Через месяц, при отступлении Белой армии на Восток, с войсками Народного фронта уйдет зять о. Михаила Виктор Васильевич, так и не перешедший Урал, но навеки оставшийся в Русской земле.

После вторичного прихода красных войск Л. Троцкого, в городе начался массовый террор. Через некоторое время председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на Восточном фронте Лацис обессмертил себя крылатой фразой: «В Казани не осталось ни офицера, ни буржуя, ни попа. Больше расстреливать некого».
Глухой осенью 1918 года прот. Михаил Константинович Источников был расстрелян под стенами монастыря. Так закончил свою жизнь маститый протоиерей города Казани, посвятивший свою жизнь воспитанию ее детей.

А жену его Елизавету Александровну волна унесла в единственный древнеперсидский город на территории СССР (вот где откликнулась его диссертация!) – город Баку, где ей и довелось сложить свои косточки в 1934 году.

Анна Михайловна Горшкова (праправнучка).

© А.М. Горшкова

Отзывов: 20

  1. Галина
    01.12.2011 в 18:03 | #

    Галя, спасибо за столь интересную и неожиданную публикацию!

    Уважаемая Анна Михайловна! Как приятно было читать Ваше неспешное повествование. Сколько созвучных мыслей при этом обнаружила я. Сердечно благодарю за память о таком прекрасном предке. Надеюсь на продолжение Вашего рассказа.

    Не обессудьте, у меня один вопрос – не могли бы Вы назвать все ордена, медали и знаки отличия, запечатленные на самой первой фотографии? Впервые вижу снимок такого хорошего качества, когда можно не только рассмотреть награды, но и узнать как, на каком месте их носили.

    С признательностью, Галина.

    • Галина
      01.12.2011 в 19:29 | #

      Галя, присоединяю свои слова благодарности к Вашим автору рассказа об отце Михаиле – Анне Горшковой. Заданный Вами вопрос интересен и мне.

  2. Анна Горшкова
    02.12.2011 в 01:20 | #

    Всем спасибо за отзывы! Продолжение, если хозяйка блога позволит, будет. Список наград я передала владелице гостеприимной гостиной, так что предоставляю ей возможность поместить куда сочтет нужным.

  3. Галина
    02.12.2011 в 05:19 | #

    Я только – ЗА продолжение!

  4. Галина
    02.12.2011 в 20:57 | #

    Здравствуйте всем! Остается сказать лишь спасибо. Буду с нетерпением ждать продолжение повествования.
    Решила изменить подпись. Трудно разобраться, какая из Галин и что пишет :)

    Г.М.

  5. galina
    03.12.2011 в 14:41 | #

    Галя, кажется, я нашла решение проблемы. :) Теперь разобраться, которая из нас пишет, будет легче.

  6. доломанова светлана
    03.12.2011 в 16:50 | #

    С большим интересом познакомилась с вашим творчеством. Мне понравилось.

  7. 03.12.2011 в 17:51 | #

    Уважаемые Галина и Анна,
    этот год стал реальным открытием для нашей семьи. Дело в том, что я являюсь потомком самой младшей сестры Михаила Константиновича – Елизаветы Константиновны Трофимовой (в девичестве – Источникова).
    Знаю, что прабабушка (Е.К.И.) также обучалась в женском религиозном образовательном учреждении (возможно, наставником был ее старший брат). Прабабушка вышла замуж за человека (мой прадед, Трофимов Григорий Васильевич), который также получил церковное образование (Архангельская Семинария). Прадед получил медицинское образование в Казанском императорском университете.
    В семье всегда считалось, что фотография (опубликованная последней) принадлежит не Михаилу, а его брату Иоанну.
    Это было настоящее открытие.
    Знаю, что М.К.И. был расстрелян в монастыре Седьмиозерская Пустынь (20 км от Казани).
    Было бы интересно объединить усилия и получить еще больше ответов на многие вопросы.

    Спасибо за вашу работу,
    С уважением,

    Дмитрий Трофимов,
    правнук Елизаветы Константиновны Трофимовой (Источниковой)

  8. galina
    03.12.2011 в 18:03 | #

    Уважаемый, Дмитрий Трофимов! Рада пусть и виртуальному знакомству с Вами.
    Я уже сообщила Натану, что в Известиях по Казанской епархии № 13 за 1899 год в списках учениц Казанского епархиального женского училища мной обнаружена ученица 2-го класса Источникова Елизавета.
    В отчете о состоянии епархиального училища за 1898/9 учебный год говорится, что законоучителем в училище был кандидат богословия Николай Владимирский. Анна в своем рассказе говорит следующее: «И уже в январе 1892 года о.Михаил принимает настоятельство в Александровской церкви при Родионовском институте благородных девиц.»
    В отношении последней фотографии хорошо бы Вам с Анной обсудить вопрос. Он важен и и интересен.
    И последнее – место расстрела. В какой мере это достоверные сведения?
    Всегда готова к сотрудничеству.

  9. Екатерина
    03.12.2011 в 18:07 | #

    Замечательный рассказ о замечательном человеке… Подбирала, подбирала слова, чтобы передать свое отношение, но так и не смогла найти подходящих для выражения светлого преклонения перед о.Михаилом и чувства скорби его трагической гибелью.

  10. Анна Горшкова
    03.12.2011 в 20:37 | #

    Уважаемый Дмитрий! Мы этот вопрос (по поводу фотографии) обсудили подробно с Юрием Дмитриевичем Трофимовым. Фото- прот.Михаила на 500 % :)
    Самое главное доказательство,помимо простых сравнений,- знак окончания Академии на Вашей фотографии. О.Иоанн никогда Академии не кончал (все закончившие Академию – известны,есть их подробные списки), он закончил всего 3 класса Семинарии. О.Иоанн известен по всем документам и воспоминаниям своих потомков,у которых он скончался, только как диакон (все может статься – в конце жизни его могли и рукоположить в священники,но это уже не могло отразиться на окончании Академии). Ну и,главное, я видела фотографию о.Иоанна – он совсем не похож на о.Михаила. Он-вылитая мама-Евлампия Ивановна (фото Евлампии Ивановны можно посмотреть на Русском Альбоме у Натана С.Шмулевича). Путаница ,скорее всего ,была сделана сознательно – слишком непростые обстоятельства гибели о.Михаила заставили его сестру идти на такую вот конспирацию. Были живы люди, имевшие отношение к его гибели, и все, имевшие отношение к этой истории, пытались «замести следы»… Поэтому пока, до выяснения как можно больших обстоятельств, я сократила до минимума рассказ о его конце, хотя ниточки уже появились… А о.Иоанн скончался в Иркутске в семье своего сына Павла.

  11. Галина
    08.12.2011 в 12:47 | #

    День добрый! Не перестаю удивляться богатству фотоархива, сохраненного потомками протоиерея Михаила Источникова. Захожу и любуюсь на старинные фотографии. Спасибо праправнучке Анне Михайловне Горшковой.

    С признательностью Г.В.

  12. Анна Горшкова
    08.12.2011 в 18:59 | #

    Ну благодарить надо не меня, а мою прабабушку – Ольгу Михайловну Источникову, которая все это возила с собой по стране из города в город, где-то между ковром, огромными томами Левитана и Серова, подаренными ей по окончании гимназии, серебряным сервизом еще её родителей и т д. :)
    Она вообще отчаянная была – когда наложили арест в 1918 г. на все имущество, хранившееся в сейфах в банке, она подкупила красноармейца и ночью взломала сейф, на содержимое которого они потом до 40-х годов и жили с мамой и дочерью. А мы только лишь хранители их деяний. :)

  13. Галина
    09.12.2011 в 14:20 | #

    Анна, приятно познакомиться! Может быть Вы сможете рассказать и о своей «отчаянной» прабабушке? Интересно было бы узнать более полную историю Вашей семьи.

    С уважением, Г.М.

  14. Анна Горшкова
    09.12.2011 в 20:37 | #

    Как- нибудь расскажу…

  15. Виктор
    15.12.2011 в 23:47 | #

    Потрясающе захватывающая история, и не менее интересное продолжение в отзывах. Прекрасно, что сохраненная Вами история предков, наконец, стала доступна для многих тысяч читателей интернета. Все не случайно.
    Благодарю Вас за богатый рассказ.

    • galina
      18.12.2011 в 08:56 | #

      Виктор, спасибо за отклик. Вместе с Вами радуюсь щедрости рассказчика, поведавшей о своих предках. Как жаль, что тысячи и тысячи их (предков) остаются безымянными, ушедшими в небытие будто и не жили никогда. Остается надеяться, что и Вы не случайно оказались на этой странице.

  16. Алексей
    31.07.2016 в 00:31 | #

    Почему-то о. М.К. Источникова нет в списке погибших священников, опубликованных в «Известия Каз.еп.»: Погибли в 1918 году («скончались скоропостижно») 23 священнослужителя:
    Еп. Авросий;
    Архим. Сергий;
    Антоний Николаев, Входо-Иерусалимская церковь, г. Царевококшайск;
    свящ. Хрисанф Поляков, Воскресенский собор г. Царевококшайска, 3.08.1918;
    свящ. Павел Лукин, с.Яншихово Цивильского у., 6.09.1918;
    прот. Орест Александров, Троицкий собор, г. Спасск 1.08.1918;
    свящ. Леонид Поликарпов, с.Кукмор Мамадышского у.;
    прот. Михаил Мансуров, с. Аки Казанского у.;
    свящ. Леонид Скворцов, Софийский собор, г. Лаишев;
    прот. Федор Гидаспов, Пятницкая церковь г. Казани;
    свящ. Димитрий Шишокин, тюремная церковь г. Казани;
    свящ. Константин Сергеев, с.Кутуш Чистопольского у., 13.10.1918; (С.315)
    прот. Николай Филантропов, с. Сунгурово Казанского у.; (С.316)
    свящ. Филарет Великанов, эконом КДА, 11.11.1918;
    свящ. о. Константин Далматов Софийской церкви г. Свияжска;
    свящ. Даниил Дымов с. В. Услон Свияжского у.;
    свящ. Николай П(р)иклонский и Василий Лузин, с. Абди Мамадышского у.;
    свящ. Стефан Максимов, с. Арняш Мамадышского у.;
    свящ. о. Василий Агатицкий, Троицкий собор г. Тетюши;
    свящ. Петр Царевский, с. Антоновка Тетюшского у., 7.09.1918; (С.315)
    свящ. о. Андрей Брагин, с. Чирки-Бебкеево Тетюшского у.;
    свящ. Аркадий Отарский, с. Исменцы Чебоксарского у. (С.315)
    // Известия по Казанской епархии, 22 декабря 1918 г. № 15.

    • galina
      31.07.2016 в 17:05 | #

      Ответа на этот вопрос нет. Факт гибели Михаила Константиновича Источникова неоспорим, но не отражен в приведенном документе. У потомков ответа на этот вопрос так же нет.

    • Анна Горшкова
      31.07.2016 в 20:21 | #

      Про списки я в курсе. Почему его там нет – то же хотела бы знать. Все из семейных преданий. Если б кто-нибудь смог бы добыть что-либо документальное – была бы весьма благодарна

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>