© 2015 galina kr_chetai

Четаевы – священнослужители Казанской губернии

Основные сведения  предоставлены  Эдуардом  Шайхутдиновым.

Священники села Кощаково Казанского уезда Казанской губернии:
Василий Васильевич Смирнов (27 апреля 1896 года – после 1915 года)
Евгений Антоньевич Азановский (20 июля 1892 по 20 февраля 1896 года)
Михаил Павлов Теплов (20 апреля 1883 года по 10 апреля 1892 года)
Виктор Петрович Четаев (28 апреля 1881 года – 3 апреля 1883 года)

Первое поколение

В Клировой ведомости села Красные Четаи Курмышской округи Симбирской губернии за 1828 год в числе сиротствующих записана умершего диакона Андрея Алексеева жена вдова Пелагея Иванова (1785 г.р.) 43 лет.
Выявлены сведения о двух сыновьях диакона Андрея Алексеева Петре и Павле Четаевых. Судя по документам, старшим был Петр, родившийся между 1802 и 1806 гг. Павел родился в 1806 году.  В Ревизской сказке 1816 года Павел был писан «Симбирской губернии Курмышевской округи в селе Четях при отце дьяконе Андрее Алексееве 10 лет, обучавшимся в Казанской Академии». Речь идет о Первой Казанской Духовной Академии, в которую была преобразована Казанская духовная семинария в 1797 году, закрытой в ходе реформы духовного образования в царствование императора Александра I указом от 21 сентября 1818 года.  В Казани была оставлена лишь семинария, ставшая подотчетной Санкт-Петербургской Духовной Академии. Таким образом, начинавшие обучения в Духовной Академии Петр и Павел, закончили образование в Казанской духовной семинарии:  Петр 27 декабря 1827 года, Павел предположительно в 1826 году. Фамилию братьям, вероятно, присвоили в Духовной Академии  по названию села, откуда они были родом.

Второе поколение

Петр Андреев Четаев (1802/1805 г.р.- ?) – священник. Дьяковский сын по окончании Казанской Духовной семинарии 27 декабря 1827 года был определен в село Шигали Цивильского уезда к церкви во имя Обновления Храма Господня в дьячка, 15 марта 1828 года перемещен в село Четаи Курмышского уезда к Воскресенской церкви уже в сане диакона. По 8-й ревизии (в 1834 году) писан был Симбирской губернии Курмышевского уезда в селе Четаи дьяконом 30-ти лет. 1 марта 1841 года перемещен в село Аринино Козьмодемьянского уезда, 12 июня 1848 года перемещен диаконом же в Девичий монастырь г. Свияжска к Троицкой церкви. 31 декабря 1852 года переведен к Покровской церкви села Буртасы Цивильского уезда. В 1854 году продолжает служить в этом селе.
В 1850 году в семействе записаны жена Александра Спиридонова (1813 г.р.-?) 37 лет, дети: Мария (1831 г.р.) 19 лет, Мариана (1833 г.р.) 17 лет, Александр (1835 г.р.) 15 лет, обучается в высшем отделении Чебоксарского духовного училища, Виктор (1838 г.р.) 12 лет, обучается в высшем отделении Свияжского уездного училища, Алексей (1844 г.р.) 6 лет, при отце праздным.
В этом же 1850 году писан в Клировой ведомости бывшего при сей Троицкой церкви города Свияжска девичьего монастыря на причетнической вакансии дьякона Алексея Спиридонова сын Федор (1830 г.р.) 20 лет, обучается в Казанской Духовной семинарии, и дочери: Хеония (1831 г.р.) 19 лет, Клавдия (1836 г.р.) 14 лет.  Этот Алексей Спиридонов мог быть братом Александры Спиридоновой,  что, конечно, требует документального подтверждения.

Павел Андреев Четаев (1806 г.р.-?) – священник села Акрамово Козьмодемьянского уезда.  Был писан, как уже сказано выше, в Ревизской сказке 1816 года «Симбирской губернии Курмышевской округи села Четях при отце дьяконе Андрее Алексееве 10 лет, обучавшимся в Казанской Академии». В 1826 году произведен из окончивших курс Казанской Духовной семинарии в село Акрамово Козьмодемьянского уезда к Успенской церкви. Известно, что Павел Андреев Четаев служил в селе Акрамово по крайней мере до 1845 года. К сожалению, этим и ограничиваются наши знания о нем.
В семействе у него по Клировой ведомости 1834 года жена Агрипина Петрова (1808 г.р.-?) 26 лет, дети: Александр (1828 г.р.) 6 лет, Мария (1830 г.р.) 4 лет, Евлампия (1833 г.р.) 1 года.

Третье поколение

Александр Петров Четаев (1835/36 г.р.-?) – священник. Дьяковский сын, по окончании курса Казанской Духовной семинарии в 1858 году по 2-му разряду 1 августа 1859 года рукоположен во священника к церкви во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Масловка Лаишевского уезда; 23 июля 1863 года перемещен в село Икково Чебоксарского уезда к церкви в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы; 16 марта 1865 года перемещен в село Шемурши Чебоксарского уезда к церкви Сретенья Господня. В 1891-92 годах возглавляет приход в селе Ильинское (Уразлино) Казанского уезда, исполняет обязанности духовника.  В 1901 году священник кладбищенской города Казани церкви, приписанной к Кафедральному собору, во имя Ярославских чудотворцев Св. благоверных Князя Феодора и чад его Давида и Константина. В 1904 году (с 1892 года) состоит сверхштатным священником при Федоровском женском монастыре города Казани, награжден наперсным крестом в 1902 году.
В семействе у него в 1869 году жена Александра Павлова (1843 г.р.-?) 26 лет, дети: Виктор (1860 г.р.) 9 лет, Павел (1865 г.р.) 4 лет, Евлампия (1867 г.р.) 2 лет.
Просвирня Дарья Евграфова Кондалинская (1817 г.р.) 52 лет, бывшего в селе умершего священника Павла Кондалинского жена вдова, при ней сын уволенный из Цивильского Тихвинского монастыря послушник Виктор Павлов Кондалинский (1849 г.р.) 20 лет. Священнику теща и шурин.

Виктор Петров Четаев (1838 г.р.- до 1904 г.) – священник. Дьяковский сын, родился в селе Ишевка Курмышевского уезда Симбирской губернии. По окончании курса Свияжского уездного училища 1 декабря 1855 года вступил на службу в гражданское ведомство. 9 мая 1878 года принят в духовное ведомство во священника церкви во имя Владимирской Божией Матери села Багаево Свияжского уезда, 28 апреля 1881 года перемещен в село Кощаково Казанского уезда; 3 апреля 1883 года перемещен в село Чепчуги Казанского уезда к церкви во имя Архистратига Божия Михаила; 3 августа 1884 года перемещен города Чебоксары Чебоксарского уезда к церкви Воскресения Христова; 16 октября 1885 года перемещен в село Ташевку Свияжского уезда к церкви в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. В 1890 году состоит заштатным священником при Грузинской церкви города Казани. Скончался до 1904 года.
В семье в 1884 году жена Ольга Иванова (1845 г.р.) 39 лет, дети: Петр (1865 г.р.) 19 лет, Никодим (1866 г.р.) 18 лет, Илья (1870 г.р.) 14 лет, Иосиф (1874 г.р.) 10 лет, Всеволод (1877 г.р.) 7 лет, Конон (1879 г.р.) 5 лет, Борис (1881 г.р.) 3 лет, Александр (1883 г.р.) 1 года  и Анна (1872 г.р.) 12 лет. В 1890 году изменений в семье нет, братья Всеволод (1877 г.р.) 13 лет и Конон (1879 г.р.) 11 лет обучаются в Казанском духовном училище.

Четвертое поколение

Виктор Александров Четаев (1860 г.р.), коллежский секретарь, в 1891-92 годах служит надсмотрщиком в Почтово-телеграфной конторе города Чебоксар. В 1897 году он уже в чине титулярного советника служит надсмотрщиком Центральной телеграфной конторы в Казани, располагавшейся в доме Мещанского общества. Проживает в доме Брислякова на Николаевской площади.

Павел Александрович Четаев (1865 г.р.-?) - священник. Священнический сын. В 1886 году окончил курс Казанской Духовной семинарии со званием студента. В 1886 году, 25 октября определен псаломщиком Вознесенской церкви села Брусян Екатеринбургского уезда. В 1891 году, 2 октября рукоположен в священника к церкви во имя Св. Троицы села Новоишеево (Новоишино, Сундырь) Цивильского уезда. В 1893 году 6 марта за усердие и труды по постройке церкви и школы в деревне Арабосях объявлена архиерейская благодарность. В августе 1895 года перемещен в село Шихазаны Цивильского уезда вторым священником к церкви во имя Казанской Божией Матери. Здесь в 1895 – 1897 годах проходил должность следователя по 2-му благочинию Цивильского уезда;  1896 – 1899 годах проходил должность уездного наблюдателя церковно – приходских школ и школ грамоты по Цивильскому уезду. В 1897 году 1 мая за усердную службу награжден набедренником; в 1897 году, 2 сентября за усердные труды по устройству, наблюдению за занятиями на учебных курсах в г. Цивильске в июне 1897 года объявлена благодарность епархиального начальства. С 20 ноября 1899 года по 5 ноября 1901 года исполнял должность заведующего Шихазановской второклассной церковно-приходской школой. С февраля 1901 года  по 30 сентября 1905 года  исполнял должность законоучителя Шихазановского земского училища. В 1902 году 15 июня за усердную службу и примерное поведение награжден скуфьею. С февраля 1903 по 30 сентября 1905 года исполнял должность законоучителя Кармамеевской церковно-приходской школы (в приходской деревне). В 1905 году, 30 сентября перемещен в село Богородское Казанского уезда к церкви во имя Успения Пресвятыя Богородицы. С ноября 1905 года исполнял должность законоучителя в Богородском и Гильдеевском (приходская деревня Гильдеево) земских училищах.

Петр Викторов Четаев (1865 г.р.) в 1906 году служит секретарем в городской полиции Казани, проживает в собственном доме по ул. 2-я Проломная. В 1901 году в чине титулярного советника, служит секретарем же Городского полицейского управления Казанского отделения Московского жандармского полицейского управления.

Никодим Викторов Четаев (1866 г.р.) в 1891-92 годах коллежский регистратор, служит счетным чиновником Контрольной палаты (Казань, Крепость, здание присутственных мест). В 1897 году в чине коллежского секретаря продолжает службу секретарем Контрольной палаты. Проживает в доме Колягина по ул. Георгиевской.

Илья Викторов Четаев (1870 г.р.), в 1901 году – коллежский регистратор, счетный чиновник Контрольной палаты (Казань, Крепость, здание присутственных мест). В 1906 году - коллежский секретарь,  служит помощником бухгалтера Окружного интендантского управления. Проживает в собственном доме по ул. Нижне-Федоровской.

Четаевы Казанской губернии

В различных источниках удалось выявить несколько носителей данной фамилии, как духовного, так и светского звания, служивших в пределах Казанской губернии. Особый интерес представляют Александр, Антонин и Павел Ивановичи Четаевы, рожденные в 1864, 1865 и 1868 годах. С осторожностью можно предположить, что это братья; что отец их Иван Четаев служил в селе Кутуши Чистопольского уезда Казанской губернии по крайней мере в 1865 году. В связи с этим представляют интерес Клировые ведомости данного села за 1860-е годы. Записи в них позволят выяснить происхождение Ивана Четаева и, возможно, родственную связь его с Четаевыми, о которых шла речь выше. Сыновья Ивана Четаева могут быть потомками неизвестного нам сегодня брата Петр и Павла Андреевых Четаевых.

Александр Иванович Четаев – священник. В  1915 году служит священником в Казанском Благовещенском кафедральном соборе; проживал по ул. Большая Проломная в соборном доме. Исполнял должность законоучителя Казанской частной городской мужской гимназии (Петропавловская ул, дом торгового дома «М.И. Челышева, В.Ф. Максимова и Ко»).
В КНИГЕ ПАМЯТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН в числе жертв политического террора значится Александр Иванович Четаев (1865 г.р.), уроженец села Кутуши [1] Черемшанского района РТ (до 1920 года Чистопольский уезд Казанской губернии); русский; священник. На момент ареста проживал в городе Казань. Был арестован 21 января 1936 года
Приговорен: Главным судом ТАССР 17 апреля 1936 года, обвинение: 58-10.
Приговор: 3 года ИТЛ. Реабилитирован 28 февраля 1991 года посмертно [2]

Антонин Иванович Четаев (1857/1864? -?) - священник Сергиевской церкви при доме призрения бедных, престарелых и увечных граждан (Ложкинская богадельня) города Казани, располагавшейся на Черноозерской улице. Выпускник Казанской духовной семинарии. В сан возведен в 1887 году, в церкви во имя Сергия Радонежского Ложкинской богадельни служил с 1897 года по 1918, до закрытия храма, когда Ложкинская богадельня стала государственным домом престарелых. В 1891-92 годах исполняет должность эконома Мужского духовного училища города Казани (Крестовоздвиженская ул., свой дом). Награжден скуфьей в 1899 году. В 1904 году в семействе у него жена и пятеро сыновей 16, 13, 10, 8 и 6 лет.

В 1915 году в Тетюшском уезде в церкви села Ишеево служил священник Герман Антонович Четаев [3].

В Справочной книге «Вся Казань» за 1910 год числятся две персоны – полные тезки. В отделе II Ведомство православного исповедания указан Гурий Иванов Четаев – псаломщик Духосошественской церкви города Казани. В части VI Адреса жителей Казани записан Гурий Иванов Четаев -псаломщик в сане диакона Георгиевской церкви, учитель церковно-приходской школы. Остается неясно, действительно ли в Казани одновременно служила два полных тезки, или это просто ошибка в Справочной книге. Второе представляется более вероятным, поскольку разного рода ошибки в этих изданиях встречаются.
В 1892-1901 годах Гурий Иванов Четаев состоял псаломщиком при церкви во имя Владимирской Божией Матери села Бирюли Казанского уезда. Сведения из Историко-статистического описания Казанского уезда Казанской губернии издания 1916 года.
В 1901 г. Гурий Иванович Четаев был переведен к Вознесенской церкви с. Карадули Лаишевского уезда, при которий состоял пслаомщиком в 1904 г. Здесь 23 ноября (6 декабря года) 1902 г. у него родился сын Николай – будущий российский советский механик и математик, член-корреспондент АН СССР. Лауреат Ленинская премия (1961 г.).

Николай Гурьевич Четаев окончил Казанский университет (1924); ученик Д. Н. Зейлигера. В 1929 году, после окончания аспирантуры, был послан на стажировку в Гёттинген — в аэродинамический институт Гёттингенского университета. В 1930—1940 гг. — профессор Казанского университета (КГУ), где создал школу специалистов по теории устойчивости движения. Был одним из создателей Казанского авиационного института (КАИ) в 1932 г.; совмещая преподавательскую работу в КГУ с должностью заместителя директора КАИ, в 1933—1937 гг. заведовал кафедрой аэродинамики нового вуза. Доктор физико-математических наук (1939). В 1940—1959 гг. — профессор Московского университета, одновременно работал в Институте механики АН СССР[2]. Вошёл в первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956). Похоронен на Немецком (Введенском) кладбище.

Павел Иванов Четаев (1868 г.р.) – диакон, из 4 класса семинарии. В 1890 году определен в псаломщика, в 1892 году возведен в сан диакона. В 1897 году исполняет должности законоучителя и учителя в Кирилло-Мефодиевской смешанной церковно-приходской школе. В Тихвинской церкви служит с 1903 года. В семействе у него жена и сын 8 лет.
—————————–
Примечания и дополнения
[1] Справочная книга Казанской губернии на 1904 год. Село Кутуши Чистопольского уезда; церковь каменная, построена в 1827 году на средства прихожан, теплая, одно-престольная, во имя Св. Троицы. От Казани в 180 в. Причт: 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Население: русские, мордва; в приходских деревнях Новые Кутуши и Киязлы – русские, мордва, чуваши; все православные
[2] Жертвы политического террора.
[3] Адрес-календарь. Справочная книга Казанской губернии на 1915 год.
[4] В Справочной книге «Вся Казань» за 1910 год в Отдел V Домовладельцы внесены:
Мария Александровна Четаева – жена диакона, Бойничная улица.
Пелагия Миронова Четаева – жена титулярного советника, 1-я Гора.
Илья Викторов Четаев – титулярный советник, Проломная улица.
Петр Викторов Четаев – титулярный советник, Проломная улица.
На фото село Красные Четаи Чувашия, административный центр Красночетайского района. Источник

Отзывов: 16

  1. Горшкова Анна
    20.08.2015 в 00:40 | #

    Был ещё в 1871 году диакон Петр Четаев, переведенный из села Буртасы в село Чемурчи Цивильского уезда.

    • galina
      20.08.2015 в 10:01 | #

      Анна, спасибо за дополнение. Не могли бы Вы поделиться источником Вашей информации.

  2. Горшкова Анна
    20.08.2015 в 16:30 | #

    Известия по Казанской епархии за 1871 г- №, к сожалению, у меня не выписан.

    • galina
      20.08.2015 в 16:58 | #

      Спасибо, Анна. Но лучше смотреть Клировую. Надеюсь на Эдуарда.

      • Aртем
        13.12.2015 в 12:49 | #

        Братьев было пятеро: Четаевы Гурий (1873-1939), Антонин (1863-1933), Александр (1865-**), Павел (1869-**) и Леонид (**-1915) (военный), и сестра Ирина все Ивановичи. Первые четверо священники. Если у вас получится посмотреть Клировые ведомости села Кутуши за 1860-е годы, буду очень признателен.

      • Aртем
        15.12.2015 в 01:51 | #

        Здравствуйте!
        Интересует меня одна простая вещь: родственная связь «… Сыновья Ивана Четаева могут быть потомками неизвестного нам сегодня брата Петр и Павла Андреевых Четаевых…». Являются или нет. Если поможет, то известно что было 6 поколений священников в семье, выше описано только два.

  3. Aртем
    13.12.2015 в 12:58 | #

    Отец их Четаев Иван Павлович служил в церкви с. Кутуши Чистопольского уезд.

    • galina
      13.12.2015 в 13:14 | #

      Артем, спасибо за сведения о семье Ивана Павловича Четаева. Вы подтвердили мое вполне логичное предположение, высказанное выше
      «С осторожностью можно предположить, что это братья; что отец их Иван Четаев служил в селе Кутуши Чистопольского уезда Казанской губернии по крайней мере в 1865 году. В связи с этим представляют интерес Клировые ведомости данного села за 1860-е годы. Записи в них позволят выяснить происхождение Ивана Четаева и, возможно, родственную связь его с Четаевыми, о которых шла речь выше. Сыновья Ивана Четаева могут быть потомками неизвестного нам сегодня брата Петр и Павла Андреевых Четаевых«.
      Постараюсь посмотреть Клировые села Кутуши за 1860-е годы, если таковые найдутся в архиве. Что конкретно интересует Вас в них, уточните, пожалуйста.

  4. Aртем
    15.12.2015 в 02:01 | #

    кстати, по Гурию – это опечатка. Это один и тот же человек.

  5. Aртем
    15.12.2015 в 02:08 | #

    Между прочим, у Антонина помимо Германа было еще два сына имеющие отношение к церкви Всеволод и Сергей.

  6. горшкова анна
    20.10.2017 в 03:15 | #

    Его отец – Гурий Иванович Четаев, некоторое время был сельским дьяком, а в 1929 году сложил с себя этот сан и стал чернорабочим.
    Большое влияние на воспитание Николая и его брата Аркадия оказала его мать Вера Всеволодовна, урожденная Кедрова.

    • galina
      21.10.2017 в 12:14 | #

      Анна, не могли бы Вы сообщить источник своих сведений о Гурии Ивановиче Четаеве.

  7. горшкова анна
    21.10.2017 в 19:00 | #
  8. Анастасия
    06.03.2022 в 02:32 | #

    Очень интересно! Меня тоже интересуют Кутуши. Давайте дружить! Я написала Вам на форуме vgd. Но, Вы, видимо, не отвечаете на личные сообщения там. Я нашла довольно много МК Троицкой церкви и сейчас их вычитываю.

    • galina
      06.03.2022 в 10:22 | #

      Анастасия, дружить в принципе я не против. Я однозначно не отвечаю на вопросы в личке на ВГД, о чем у меня даже сказано в подписи там. Тем более, не понимаю, почему по вопросам блога нужно писать где-то в другом месте.

      • Анастасия
        06.03.2022 в 15:58 | #

        Чтобы не засорять здесь комментарии. Скажите, пожалуйста, какие Вы находили источники по Кутушам? Я нашла МК с 1746 года. Несколько ИВ с 1770 года. Ищу РС. Но пока безуспешно.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>