© 2020 galina istoriya_chrama_ch_v-_1

История храма и прихода Святой Троицы села Чистопольских Выселок Чистопольскаго уезда

В марте 2016 года на блоге мной была опубликована статья Воецкие. Священнослужители Казанской епархии. В конце мая этого 2020 года получила письмо от Сергея Федоровича Анонимова, постоянного читателя блога, моего давнего корреспондента, чьи предки в прошлом так же служили по духовному ведомству Казанской епархии.  Вот что он пишет: «Мне недавно досталась электронная копия рукописи статьи «История храма и прихода Святой Троицы села Чистопольские Выселки» 1903 года. Написана, по-видимому, тогдашним настоятелем, священником Сергеем Лукичом Воецким. Эту рукопись прислала Екатерина Проснева, методист сельской библиотеки Чистопольских Выселок.  (Она просила при использовании этой статьи и фотографии указывать ссылку на Чистопольско – Высельскую сельскую библиотеку – филиал № 30. Группа «В Контакте»).
Кроме рукописи еще есть относительно неплохой снимок 1957 года, до разрушения верхней части церкви (источник тот же). Я впервые увидел, как выглядел раньше этот храм. При восстановлении, очевидно, исказили вертикальные пропорции подкупольного восьмерика и самого купола: новодельный восьмерик завысили, а купол получился заниженным. Как я понимаю, эту фотографию при составлении проекта восстановления не видели. Я перепечатал рукопись, не переводя на современное правописание, думаю, Вам будет интересно.
Прикрепляю и фотографию плана деревни 1879 года».

Привожу текст, присланный Сергеем Федоровичем Анонимовым без изменений. Позволила себе лишь удалить разбиение текста по листам.

Исторія
храма и прихода Святой Троицы
села Чистопольскихъ Выселокъ Чистопольскаго уѣзда

I. О храмѣ

Въ трехъ верстахъ отъ г. Чистополя направленіемъ къ югу, сорокъ пять лѣтъ тому назадъ, считая отъ 1903 года, въ лѣсной мѣстности поселилось дворовъ десять переселенцевъ крестьянъ изъ г. Чистополя. Число такихъ переселенцевъ потомъ съ каждымъ годомъ тамъ стало быстро возрастать. Черезъ 20-ть лѣт поселокъ этотъ превратился въ довольно крупную деревню съ старо-русскимъ крестьянскимъ населениемъ православнымъ и частично – раскольническимъ. И сталъ этотъ поселокъ называться чистопольцами – «Новой Деревней», оффициально – деревня «Чистопольскіе Выселки».
Въ самомъ центрѣ этой деревни образовалась по расположенію построекъ довольно обширная и совершенно ровныя луговая площадь, въ которой заключается 4 десятины 139<…> квадратныхъ сажени. Рядъ обывательскихъ жилыхъ строений обступаютъ эту площадь по прямымъ линиямъ со всех ея 4-хъ сторонъ, создаютъ ей этимъ самымъ нѣкоторую привлекательность, и она какъ бы невольно останавливаетъ на себѣ вниманиѣ сторонняго, заѣзжаго посѣтителя.

План о дворичным участкам дер. Чистополск. высел.
Чистопольского уезда Старо-Иванаевской вол.
Съемка 1879 г.

Среди этой площади нынѣ высится стройный, довольно величественный каменный храмъ Божій во имя св. Живоначальныя Троицы, соединенный въ одну связь съ его высокой колокольнею, занимающій во всю свою длину 18-ть, а въ ширину 10-ть саженъ.
20 съ небольшимъ лѣтъ тому назадъ заѣздший посѣтитель среди этой площади видѣлъ одну только маленькую, убогую деревянную часовенку, около которой время отъ времени собирались для богомолья и духовныхъ бесѣдъ православные обитатели Чистопольскихъ Выселокъ. Приблизительно около того времени, о котором мы упомянули выше, т.е. года 22 тому назадъ отъ настоящего времени, въ один ясный лѣтній день проѣзжалъ по этой площади богатый чистопольский купецъ Иван Банифатьевичъ Остолоповскій, внимательно осматривая окружающую его мѣстность. «Какая веселая у васъ эта площадь – заметилъ онъ встрѣтившимся ему на этой площади обывателямъ, – какъ хорошо было бы, если бы вы среди этой площади выстроили себѣ храмъ Божій !» (Нѣкоторые изъ Выселковцевъ говорятъ, что Остолоповскій, имѣя тайное намереніе устроить въ Выселкахъ Храм Божій, пріѣзжалъ на этотъ разъ въ Выселки собственно для того, чтобы лично осмотрѣть самое мѣсто, на которомъ, по желанію его, долженъ былъ строиться храмъ, не высказывая однако тогда объ этомъ намѣреніи своемъ никому изъ Выселковцевъ).

Доброе и святое пожелание неожиданно высказанное Остолоповскимъ, какъ бы брошенное имъ мимоходомъ, не осталось забытымъ и безплоднымъ въ Выселкахъ: сердечно и бережно оно было подхвачено обывателями какъ бы на лету. Во всей исторіи устройства храма въ Чистопольских Выселкахъ, это какъ бы случайное доброе пожеланіе имѣло самый рѣшительный оборотъ в благопріятную сторону. Надобно замѣтить, что обыватели Чистопольскихъ Выселокъ предъ этимъ маленькимъ обстоятельствомъ, только что упомянутомъ нами, немало думали и сами о томъ, о чемъ, какъ бы мимоходомъ, напомянулъ имъ Остолоповскій…

Въ разсматриваемое нами время деревня Чистопольскіе Выселки была приходомъ Чистопольскаго Николаевскаго собора, отстоящаго отъ сей деревни всего въ 3-хъ верстахъ. Такое разстояніе само по себѣ не могло еще служить для выселковцевъ побудительной причиной выдѣлиться изъ соборнаго прихода въ отдѣльный, самостоятельный приходъ, тѣмъ не менѣе мысль – имѣтъ свой собственный храмъ въ своемъ селеніи была тогда уже на умѣ почти у каждаго выселковца, за исключеніемъ, конечно, раскольниковъ. Особенно, думою, о собственномъ храмѣ думали тѣ изъ выселковцевъ, которые, живя еще въ городѣ, были усердными посѣтителями храма Божьяго, для которыхъ посѣщеніе храма Божьяго было всегдашнею живою насущною потребностью духовною. Горсть такихъ (рев)нителей въ столь существенно важномъ общественномъ вопросѣ, какъ устройство храма, въ цѣлой массѣ обывателей въ данное время была силою, постоянно напоминающею о необходимости устройства храма въ своемъ селеніи. При живомъ участіи этой одушевленной надеждой партіи вопросъ – быть или не быть въ селеніи храму, такимъ образомъ, въ разсматриваемое нами время, не только не погасалъ въ этомъ обществѣ, но постоянно возрасталъ и становился, наконецъ, самымъ любимымъ предметомъ задушевныхъ домашнихъ разговоровъ в семьяхъ обывателей.

Но по мѣрѣ того, какъ вопросъ объ устройствѣ храма дѣлался все болѣе и болѣе задачею цѣлаго общества, возрасталъ неразлучно съ (ней) вопросъ и о томъ – гдѣ и какъ отыскать нужныя средства для столь крупнаго общественнаго дѣла. Два – три года общество не безъ грусти думало объ устройствѣ храма, однако вопросъ объ этомъ все-таки оставался открытымъ вопросомъ, потому что необходимыхъ средствъ для постройки храма никто не зналъ, гдѣ взять. Такимъ образом, обществу невольно приходилось оставаться на долгое неопредѣленное время въ рѣшении даннаго вопроса съ одними только благочестивыми желаніями и намѣреніями, съ одной робкой надеждой на какую нибудь неожиданную благотворительность… Такъ дѣло о постройкѣ храма обстояло въ Выселкахъ (впл)оть до того неожиданнаго посѣщения Остолоповскимъ, о которомъ мы говорили выше, какъ о событіи имѣющемъ нѣкоторое значеніе въ дѣле постройки храма.

Съ этого времени всѣ радостные слухи, надежды и пріятныя догадки, какіе существовали тогда въ обществѣ относительно постройки храма, стали высказываться гораздо смѣлѣе. Наконец онѣ стали видимо осуществляться… Вскорѣ послѣ своего посѣщенія Выселокъ Остолоповскій, какъ говорятъ выселковцы, зная желанія православнаго населенія относительно устройства храма, самъ чрезъ посланнаго извѣстилъ общество, что онъ съ своей стороны готовъ оказать выселковцамъ матеріальную помощь по постройкѣ храма, если только они сами искренно и единодушно этого желаютъ. Вопросъ о постройкѣ храма разрѣшался такимъ образомъ счастливо. Но вотъ что однако случилось при этомъ. Вѣсть о намѣреніи Остолоповскаго по постройкѣ храма посланнымъ отъ Остолоповскаго была передана не обществу, а сельскому старостѣ, какъ представителю общества. Сельским же старостою на этотъ разъ былъ ревностнѣйшій раскольникъ – рябиновецъ. (Это былъ крестьянинъ деревни Чистопольскихъ Выселокъ Семенъ Ивановъ Наумовъ, раскольникъ рябиновой секты. В последствіи его внучка Пелагея Нестерова Наумова приняла православіе и вышла замужъ за православнаго крестьянина с. Чистопольских Выселок Чернышова.) Услыхавъ о наміѣреніяхъ Остолоповскаго строить храмъ въ Выселкахъ, рябиновецъ, какъ говорятъ нѣкоторые обыватели, пришелъ отъ этой вѣсти въ великое изумленіе и смущеніе, и тутъ же отказался отъ всякихъ предложеній Остолоповскаго и заявилъ, что Выселковцы рѣшительно не желаютъ строить въ селеніи своемъ храмъ Божій… Во всей исторіи постройки храма въ Выселкахъ это печальное обстоятельство хотя и является какою то странной черной тѣнью, но тѣм не менѣе оно не оставляетъ никакого чернаго пятна на ея бѣлом фонѣ; оно только скользнуло, какъ тѣнь, и безслѣдно исчезло.

Православное населеніе деревни, развѣдавъ объ этомъ обстоятельствѣ, быстро собралось на сельскій сходъ, на которомъ единогласно составило формальный приговоръ о необходимости имѣть въ селеніи своемъ храмъ Божіи во имя св. Живоначальныя Троицы, на устройство котораго обязалось тутъ же немедленно собирать средства чрезъ своихъ уполномоченныхъ. Къ 1-му января 1881-го года всѣхъ такихъ пожертвованій на храмъ собрано было 791 р. 70 к. Сознавая крайнее убожество своихъ матеріальныхъ средствъ и явную недостаточность ихъ въ такомъ крупномъ дѣлѣ, как постройка храма, общество крѣпко пріуныло… Зная о расположеніи Остолоповскаго спомоществовать ему въ этомъ дѣлѣ, общество въ этомъ же году обратилось къ Остолоповскому, какъ къ благодѣтелю своему чрезъ своихъ уполномоченныхъ, съ просьбою о его благотворительномъ содѣйствіи.

Явившихся уполномоченныхъ Остолоповскій принялъ весьма благосклонно. Крестьянинъ Аѳонасій Красновъ, бывший въ то время въ числѣ уполномоченныхъ, такъ разсказываетъ объ этомъ: «Когда мы явились къ Остолоповскому и высказали ему свою просьбу о спомоществованіи намъ по постройкѣ нашего храма, онъ внимательно выслушалъ насъ, и тутъ же заявилъ намъ что жертвует отъ себя на постройку нашего храма сто тысячъ кирпича стоимостью въ 1000 руб. При этомъ, какъ бы шутя замѣтилъ намъ, что и безъ особенной нашей просьбы онъ самъ давно готовъ былъ построить въ деревнѣ Выселкахъ храмъ Божій, о чемъ онъ даже извѣщалъ Выселковцевъ, да вотъ они сами отказались»… Это было въ 1880 году. 20-го ноября того же года Остолоповскіи неожиданно скончался. Дѣло по постройкѣ храма такъ счастливо начавшееся въ началѣ 1880 года въ концѣ того же года грозило, такимъ образомъ, принять самый неблагопріятный оборотъ. Поставленные такимъ неожиданнымъ печальнымъ обстоятельствомъ въ безвыходное положеніе Выселковцы, послѣ долгихъ совѣщаній между собой относительно того, какъ поправить свое разстроившееся дѣло, рѣшились наконецъ обратиться съ просьбой о пособіи къ супругѣ покойнаго благодѣтеля Анастасіи Степановнѣ Остолоповской

Просьба эта не осталась гласомъ въ пустынѣ. Изъ сборной денежной книги на постройку храма Выселковскаго видно, что 8-го февраля 1881 года Анастасія Степановна Остолоповская жертвуетъ на устройство храма Божія въ деревнѣ Выселкахъ 1000 р.; 12-го іюня того же года въ той же самой книжкѣ и на тотъ же самый предметъ она отмѣчаетъ своею рукою: «Еще жертвую девять тысячъ (9000 р.) рублей серебромъ». Дѣло постройки храма такимъ образомъ получило твердую устойчивость и тѣмъ самымъ подняло энергію и тѣхъ, которые, участвуя въ немъ, малодушествовали. Сборъ матеріальныхъ средствъ на постройку храма съ этихъ поръ какъ видно изъ денежной сборной книги, пошелъ успешнѣе, энергичнѣе: собралось не только наличными деньгами, но и всякаго рода вещами, имѣющими хоть какую либо цѣнность: хлѣбъ, холстъ, полотенце, выручка отъ «поповской земли», т.е. съ земли, назначенной для будущаго причта, а такъ же бутовый камень, всякаго рода лѣсъ строевой, кирпичъ и другіе предметы, имѣющіе значеніе при постройкахъ – все это собиралось быстро и съ великімъ усердіемъ распредѣлялось соотвѣтственно своему назначенію. Изъ записей сборной денежной книги за это время видно, что жертвователями на постройку храма, кромѣ Выселковскихъ крестьянъ, немало было и изъ обывателей г. Чистополя…
(9 лист отсутствует)
…стояло въ наличности всего собраннаго капитала для постройки храма, такъ какъ самыя записи всякаго рода жертвователей въ книгѣ идутъ крайнѣ своеобразно, безъ всякой послѣдовательности и весьма часто – безъ означенія времени. Гадательно только можно сказать, что всѣхъ средствъ к этому времени было не менѣе 12000 рублей.

Планы предположенныхъ мѣстностей – для храма и для домовъ причта были уже изготовлены.
Въ началѣ 1882-го года проэктъ церкви, составленный гражданскимъ инженеромъ Остовским разсмотрѣнъ былъ строительнымъ отдѣленіемъ и для постройки церкви одобренъ; мѣсто для постройки храма освидѣтельствовано и найдено весьма приличнымъ и удобнымъ; средства къ построенію церкви и церковных домовъ частію уже приговлены, частію имѣлись въ виду.
Въ виду всего этого общество деревни Чистопольскихъ Выселокъ въ начале того же года подало прошеніе Его Высокопреосвященству Палладію, Архіепископу Казанскому и Свіяжскому, о разрѣшеніи имъ построенія въ ихъ селеніи новой каменной церкви съ образованіемъ особаго прихода. Вслѣдствіе сего прошенія въ началѣ іюня того же года изъ Казанской Духовной Консисторіи послѣдовал указъ отъ 28-го мая 1882 года за № 2108 на имя мѣстнаго благочиннаго, коимъ, съ утвержденія Его Высокопреосвященства консисторія объявляетъ слѣдующее постановленіе «…крестьянамъ Чистопольскихъ Выселокъ разрѣшить въ ихъ селеніи на избранномъ и одобренномъ мѣстѣ построеніе новой каменной церкви по составленному г. Остовскимъ и утвержденному строительнымъ отдѣленіемъ проекту, съ тѣмъ, чтобы дѣло построенія церкви велъ строительный Комитетъ, который образовать изъ протоіерея г. Чистополя, архитектора Остовскаго и трехъ почетнѣйшихъ обывателей Чистопольскихъ Выселокъ.

На основаніи сего указа 27-го іюня 1882 года въ составъ строительнаго комитета были избраны изъ крестьянъ деревни Чистопольскихъ Выселокъ въ качествѣ членовъ его, Аѳанасій Красновъ, Максимъ и Тимофей Просвиркины. Это были тѣ же самыя лица, которыхъ общество уполномочило довѣренностію, данною имъ 22-го февраля 1882 года на всякое ходатайство по постройкѣ храма и на испрошеніе у правительства разрѣшенія постройки его. Принявъ въ свое вѣдѣніе капиталъ и строительный матеріалъ, пожертвованные разными благотворителями на устройство храма, комитетъ 29-го августа заключилъ надлежащія условія, засвидѣтельствованныя нотаріальнымъ порядкомъ, съ постващикомъ строительнаго матеріала Фроловымъ и съ подрядчикомъ – мастеромъ строительной каменной кладки Отопковымъ, и 19-го сентября совершилъ закладку храма на предназначенномъ для него мѣстѣ, предварительно совершивъ на этомъ мѣстѣ молебствіе и освященіе по чиноположенію, в присутствіи техника Остовскаго и местнаго благочиннаго священника В.Г. Пеньковскаго.

Съ этихъ поръ постройка церкви, при помощи благотворителей, продолжалась непрерывно, безъ всякихъ препятствий до половины іюня 1885 года. Къ этому времени, какъ это видно изъ свидѣтельства инженера Остовскаго, даннаго имъ строительному комитету 15-го іюня 1885 года, «…каменная кладка храма вполнѣ закончена, согласно съ утвержденнымъ проэктомъ, хорошо и прочно; такъ же закончены и кровельныя работы, исполненныя надлежащимъ образомъ». Оставалось сдѣлать въ храмѣ каменный полъ, отштукатурить стѣны внутри храма и выбѣлить ихъ. Между тѣмъ въ комитетской кассѣ капиталы въ это время истощились такъ, что расплачиваться по договорамъ было совершенно нечѣмъ.

Видя такое затрудненіе комитета Остолоповская поспѣшила пожертвовать въ кассу строительнаго комитета изъ своихъ средствъ еще 1000 рублей. Слѣдуя примѣру ея благотворительности Чистопольскій купецъ Егоръ Ивановъ Чукашовъ, которому строительный комитетъ долженъ былъ уплатить 300 рублей за кровельное желѣзо, отказался отъ полученія этихъ денегъ и предложилъ комитету считать это неоплаченное желѣзо пожертвованнымъ отъ него въ пользу строющагося храма. При помощи такой благотворительности комитетъ къ началу 1886 года привелъ строющійся храмъ въ надлежащій видъ совершенно во всѣхъ деталяхъ, употребивъ на это весь капиталъ, какой былъ въ его распоряженіи.

Завершая свое благотворительное дѣло по постройкѣ сего храма, Анастасія Степановна Остолоповская въ 1886 году пріобрѣла для сего храма на собственный счетъ, по личному своему заказу: иконостасъ, украшенный красивою рѣзьбою и позолотою, стоимостью въ 1700 рублей, – живописныя иконы для иконостаса и въ другихъ частяхъ храма, стоимостью въ 560 рублей, – всю необходимую утварь, ризницу и богослужебныя книги. Кроме сего, на ея счетъ расписанъ живописью священными изображеніями куполъ и некоторыя другія части храма, на что она употребила 107 р., на ея счетъ устроена приличная ограда вокругъ храма, и отъ нея же пожертвовано 718 р. на пріобретение колоколовъ для приходскаго храма.

16-го октября 1886 года храмъ сей по благословенію Его Преосвященства Кирилла, Епископа Чебоксарскаго, былъ освященъ по чиноположенію священникомъ Спасской церкви г. Чистополя Евгеніемъ Воецкимъ во имя св. Живоначальныя Троицы.
Въ настоящее время Троицкая церковь села Чистопольскихъ Выселокъ съ внѣшней стороны своей представляется въ слѣдующемъ видѣ: зданіемъ каменная, съ такою же въ одной связи колокольнею, крытая железомъ, окрашеннымъ мѣедянкою, в длину 18-ть, а въ ширину 10-ть саженъ, считая расположеніе въ томъ числѣ каждаго крыльца. Храмъ одноэтажный и однопрестольный.

Перепечатал с рукописи, предоставленной библиотекой села Чистопольские Выселки, Сергей Федорович Анонимов. Май 2020 года.
Автор рукописи, по моему мнению, настоятель Троицкого храма священник Сергей Лукич Воецкий, предшественник моего деда Александра Ивановича Анонимова в должности настоятеля.

Могила Ивана Вонифатьевича Остолоповского

Могила Анастасии Степановны Остолоповской

Церковь Троицы Живоначальной в Чистопольских Выселках
Чистопольского района Республики Татарстан. Вид с северо-запада.
11 января 2013 года
Источник


Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>