© 2022 galina rod_dvinyaninovich_3

Род Двиняниновых

Мартынов А.П.

Предыдущие статьи:
Двинянинов Александр Васильевич,
выпускник Казанской духовной академии. Часть I

Двинянинов Александр Васильевич,
выпускник Казанской духовной академии. Часть II

Двинянинов Александр Васильевич,
выпускник Казанской духовной академии. Часть III

Фамилия Двинянинов не относится к древним и знатным. Не существовало на Руси таких князей, бояр, воевод… Эта простолюдинская фамилия, скорее всего, образовалась путём трансформации прозвища Двинянин, что значило – выходец с территорий, прилегающих к реке Двине (как Волжанин – к Волге). Дети такого Двинянина уже назывались Двиняниновыми.
Известно, что в Европейской части России две крупные реки носят название Двина: есть Западная и есть Северная. Автор полагает, что Двиняниновы получили фамилию по гидрониму Северная Двина.

Вспомним историю. Освоение пространств северо-восточной и восточной частей Европейской России осуществлялось наиболее отважными и предприимчивыми черносошными крестьянами и беглыми людьми, которые шли вслед за ватагами ушкуйников и охотниками. Общее направление движения православных было от земель Новгородских, Карельских, Олонецких, Поморских в сторону бассейнов Вятки, Камы, Печеры, то есть с северо-запада на восток и юго-восток.

Существует такая наука – антропонимика. Она изучает, в числе прочего, происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование и т. п. собственных имён людей. География фамилий позволяет проследить исторические передвижения населения, его пути и очаги расселения. Широко пользовался приемами этой науки так рано ушедший из жизни выдающийся вятский краевед Василий Андреевич Старостин. К примеру, при рассмотрении в созданной им «Книге Вятских Родов» [1] карты расселения Двиняниновых в пределах Вятской губернии становится понятной схема продвижения этих семей по данной территории. Естественно, что при этом следует учитывать искажения общей схемы, получившиеся из-за перемещения некоторых лиц по обстоятельствам службы, женитьбы и иным причинам.

Несколько лет назад автор решил изучить ареал рассеяния людей с фамилией Двинянинов на всем пространстве России. Для получения объективной картины за основу были взяты:
база данных архива Министерства обороны РФ по погибшим, пропавшим без вести, пленённым воинам Красной армии периода Второй Мировой войны;
база данных того же министерства «Подвиг народа» по получившим награды воинам, участвовавшим в этой войне;
база данных по жертвам политических репрессий в СССР общества «Мемориал».
Сведения о месте рождения имеются далеко не у всех лиц из изученных списков, однако общее количество обнаруженных данных вполне репрезентативно. Упомянутые базы являются вообще самыми представительными из имеющихся в распоряжении исследователей в нашей стране; они включают в себя громадное количество персон – уроженцев абсолютно всех территорий, в том числе и стран СНГ. Правда, у автора в последнее время появились опасения, что созданная с великим трудом настоящими подвижниками база данных общества «Мемориал» будет закрыта для доступа частных лиц.
Выбор для анализа именно этих исходных материалов объясняется тем, что люди, попавшие в списки, родились в период, охватывающий вторую половину XIX века и первую четверть века минувшего, то есть время, когда ещё не были осуществлены перемещения, добровольные и принудительные, очень больших масс населения (раскулачивание, репрессии, эвакуации, оргнаборы на стройки, освоение Дальнего Востока и целины…). Столыпинские реформы в целом не затронули основную массу Двиняниновых, т. к. они проживали главным образом на территориях, где земли для крестьянских работ семьям ещё хватало, поэтому искать счастья за Уралом не было необходимости.

Оказалось, что фамилия Двинянинов в эпоху постоянного проживания людей в родных местах была распространена в пределах обширного, но практически замкнутого пространства, включавшего в себя нынешние Кировскую область, Пермский край, Республики Мари-Эл, Коми и Удмуртию. Более нигде носители этой фамилии не встречались в массовом порядке, только единичные представители, за исключением небольшого очага в Сибири, в районе Иркутска. Видимо, заехали все-таки какие-то крестьяне туда в пореформенное время, да там несколько и расплодились. В Санкт-Петербурге нашлась пара чиновников, которые, скорее всего, проявили себя в провинции и были в форме поощрения переведены на службу в столицу; в Москве тоже нашлись два человека: какая-то купеческая вдова и Павел Александрович Двинянинов, родной брат бабушки автора, окончивший Московский университет и служивший в знаменитой фирме Феррейна. Отмечу, что по Питеру и Москве автор пользовался дореволюционными адресными книгами.

Тот факт, что на всем пространстве от Западной Двины до Волги фамилия Двинянинов практически не встречается, говорит о том, что не называли так на Руси выходцев с реки Даугава (Зап. Двина), в противном случае все упомянутое пространство было бы усеяно их семейными гнёздами. Интересно, что не обнаруживаются Двиняниновы в селениях Архангельской губернии, расположенных в среднем и нижнем течении Северной Двины. Действительно, ведь просто нелепо было называть кого-либо, живущего на реке, именем этой реки, ведь все соседи были точно такими же, и подобное прозвище никак не могло выделить такого человека из общей массы приречных крестьян. И можно предположить, что фамилия эта могла возникнуть уже при переселении из Архангельщины, например, на новое место в качестве прозвища для отличия от переселенцев из иных областей империи.

Не сразу, а по истечении определенного времени, среди многих семей Двиняниновых, занимавшихся земледелием, бортничеством, рыболовством, охотой, различными ремёслами, торговлей и т. п. выделились семьи, среди членов которых стали появляться церковнослужители. Как написал в письме к автору от 21.12.2010 г. один из самых известных и авторитетных вятских краеведов О. Н. Виноградов, к сожалению, не так давно ушедший из жизни: «В древности священников не назначали, а выбирали из «людей лучших» или были «самовыдвиженцы», а уже их дети были «духовного звания» и служили в церквях по наследству». Также он написал: «Двиняниновы пришли в духовенство довольно поздно, где-то в начале 1800-х годов, но служили во многих приходах… Хорошие были священники, пользовались уважением у прихожан и у начальства».

На самом деле, стараниями прекрасного вятского краеведа и педагога Натальи Андреевны Баженовой установлено, что истоки рода Двиняниновых обнаруживаются в середине XVII века на Погосте Чудиновском, где в церкви служил дьячок Савватий Сидорович Двинянинов 1667 года рождения. Следовательно, отсчёт поколений надо вести от его отца Сидора Двинянинова. В настоящее время известно 13 колен этого рода (я в – одиннадцатом).

В 1719 г. в соответствии со Второй Петровской реформой в составе Вятской провинции Сибирской губернии был образован Хлыновский дистрикт, как местность вокруг города Хлынова. В 1727 году дистрикты были преобразованы в уезды, а Хлыновский уезд вместе с Вятской провинцией переданы Казанской губернии. В 1780 г. было образовано Вятское наместничество. Одновременно город Хлынов переименован в Вятку, а Хлыновский уезд официально оформлен как Вятский уезд. C 1796 г. Вятский уезд в составе Вятской губернии.
Выписка из РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 3820. 1720 год.: «Село Чюдиновское. На том селе церковь Рождества Христова. Дворов 20, душ 162. Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт, Великорецкий стан, Великорецкий оброчный стан».

Пропустим сразу несколько поколений Двиняниновых, причём отцы семейств в этих поколениях служили в церквях дьячками, священниками, и перейдём к селу Ошлань Нолинского уезда, ныне Богородского района, Кировской области. Когда проходила первая фаза заселения Вятского края пришлыми православными людьми, то эта местность была освоена одной из первых из-за выгодного положения: крутых берегов речек Мырмыг и Ошлань, служивших естественным препятствием для зверья и злых людей, из-за хороших земельных угодий и лесных массивов, богатых дичью и лесными дарами.
Образовавшиеся здесь починки становились все многолюднее, а крестить младенцев, отпевать покойников, венчать молодых было некому и негде. Наконец, ближе к концу XVII века, было получено разрешение, и в одном из починков появилась деревянная церковь, это поселение с той поры стало именоваться селом Ошлань. За столетний период в селе поменялись три здания церкви: первая обветшала и была разобрана, последующие, тоже деревянные, сгорели, каждая, в своё время «от громового запалённая». Только в 1778 году была построена тщанием прихожан и освящена каменная церковь в честь Троицы Живоначальной. Постепенно, в течение XIX века, к основному объёму храма, добавлялись различные каменные пристройки и постройки: колокольня, трапезная и т. п.

К сожалению, автор не имел возможности ознакомиться с клировыми ведомостями, исповедными росписями, метрическими книгами, книгами брачного обыска и ревизскими сказками по священникам этой церкви, поэтому не владеет информацией о членах причта, служивших до начала XIX века в Троицкой церкви села Ошлань.
А далее на сцену выступили Двиняниновы. Н. А. Баженова в своей прекрасной книге «Без корней деревья не растут…», Киров. 2015 пишет: «Двиняниновы с начала XIX века обосновались в селе Ошлань Нолинского уезда, здесь, в большом собственном доме, жили Лев Львович и Мелания Владимировна». Многие сведения, приведённые в этой работе, заимствованы из упомянутой книги и книги «Жизнь вятских священников», Киров. 2019, подаренных Натальей Андреевной автору, за что он приносит свою глубочайшую благодарность. Без материалов, там размещённых, было бы очень трудно разобраться в хитросплетениях вятских священнических родов.

Лев Двинянинов, отец Льва Львовича и Владимир, отец Мелании Владимировны, являются прапрапрапрадедами автора. Сказать что-либо о них до изучения архивов трудно. Просто примем к сведению, что такие люди существовали на белом свете. Лев Львович получил полноценное духовное образование и прослужил священником в Троицкой церкви до самой своей смерти, никогда не изменив своему любимому приходу. Забегая вперёд, автор отмечает, что представители данного рода Двиняниновых с момента оформления этого рода как такового всю свою жизнь посвятили самым благородным на свете делам: служению Богу, просвещению, медицине, науке, искусству, защите Родины. Не нашлось в их среде места чинушам, фабрикантам, террористам всех мастей, жандармам, сотрудникам ЧК – ОГПУ – НКВД и проч.

У Льва Львовича и Мелании Владимировны, насколько известно автору, было, как минимум, два сына, Василий (1813 г.р.) и Андрей (1822 г.р.), а также дочери Олимпиада, Елисавета и Мария. Олимпиада Львовна (1818 г.р.) вышла замуж за диакона церкви села Курчум Андрея Григорьевича Кротова [2] и поселилась там. Елисавета Львовна (1820 г.р.) вышла замуж за священника Петра Ивановича Илларионова. О Марии Львовне, кроме года рождения – 1830, пока сведений нет. У Олимпиады и Андрея Кротовых родилась дочь Надежда, которая впоследствии стала женой служившего при Екатерининской церкви Курчума Павла Вечтомова – прадеда Виктора и Аполлинария Васнецовых [4], знаменитых русских художников. В это время в данном селе проживала Ольга Александровна Васнецова (урожд. Вечтомова, 1807 – 1893 ?), вдова священника села Талоключинского Василия Космича Васнецова (1800 – 17.02.1827), со своими детьми Михаилом (9.11.1823 – 22.03.1870) и Марией (1824 – 14.12.1876). Ольга Александровна после смерти мужа вернулась в родной Курчум, к своим родителям Александру Григорьевичу и Марии Романовне Вечтомовым. Больше она замуж не выходила и всю свою долгую жизнь посвятила детям, внукам, правнукам.

Михаил Васильевич Васнецов (в будущем отец художников) в 1831 г. был зачислен в Нолинское духовное училище, однако отправился туда только в 1832 году, а программу первого класса одолел дома под руководством деда и матери. В 1836 г. Михаил окончил училище и поступил в Вятскую духовную семинарию. Завершил он своё образование в 1842 г., а в 1844 г. М.В. Васнецов женился на Аполлинарии Ивановне Кибардиной, дочери священника и был рукоположен в сан иерея. Первого июня 1844 г. он получил назначение в село Лопьял на второе священническое место.

Мария, сестра Михаила, жила в доме деда в Курчуме, обучалась на дому с помощью родных. Жена курчумского диакона Олимпиада Львовна Кротова (урожд. Двинянинова) познакомила её со своим братом Андреем, приезжавшим изредка в гости к сестре. Это знакомство привело к свадьбе 18-летней Маши Васнецовой в 1842 г. с младшим из братьев Двиняниновых. К этому времени Андрей закончил обучение в духовных училище и семинарии. После женитьбы он был посвящён в сан и стал служить в Троицком храме родной Ошлани. Рожать первенца Мария, теперь уже Двинянинова, уехала к маме, в Курчум. 8 августа 1843 г. появился на свет ещё один Двинянинов, названный, как и отец, Андреем.
С грудным ребёнком Мария вернулась в дом свекра, и Лев Львович Двинянинов ещё успел порадоваться внуку, но 2 апреля 1844 г. он скончался.

Следующего сына, Александра, Мария Васильевна рожала уже не в Курчуме, а в Ошлани. Это случилось 14 апреля 1845 г. В этом же году появился первенец Николай и у Михаила Васильевича Васнецова, брата Марии. Затем у Михаила появятся последовательно ещё пять сыновей: Виктор (1848 г.р.), Пётр (1852 г.р.), Аполлинарий (1856 г.р.), Аркадий (1858 г.р.) и Александр (1860 г.р.). Двое сыновей Марии и Андрея Двиняниновых и шестеро сыновей Михаила и Аполлинарии Васнецовых приходились друг другу двоюродными братьями.
Больше у Марии детей не было. Сыновья Андрей и Александр уже учились в Вятке, когда случилась трагедия – 27 июня 1859 г. скоропостижно умер муж, Андрей Львович Двинянинов. Дедушка с бабушкой звали убитую горем Марию Васильевну на родину, в Курчум, но она осталась у могил мужа и свекра, в Ошлани.

Старший брат Андрея Львовича, Василий Львович Двинянинов к тому времени уже давно покинул родную Ошлань, где он появился на свет в 1813 году. Дальнейший текст о нем я уже выложил ранее.

Наталья Андреевна Баженова в своём письме автору от 13 мая 2015 года сообщила, что Андрей Васильевич Двинянинов (1837 г.р.), старший сын Василия Львовича, был священником в селе Бабино Вятского уезда. Его супругой была Юлия Николаевна. Их дочь Елена вышла замуж за господина Селезянского. Следы ещё одного сына – Петра Васильевича Двинянинова – обнаруживаются в списках учащихся духовных заведений Вятской епархии, а затем в селе Верховойском, Нолинского уезда, где некий Пётр Двинянинов (по данным 1868 года) служил диаконом. Подчеркиваю, что это соображение следует рассматривать только в качестве предположения, но не более. То же самое относится к Николаю Васильевичу Двинянинову. Николай Двинянинов упоминается не раз в Вятских епархиальных ведомостях, сначала в списках проходящих обучение в Вятке, а затем уже в качестве священника села Пыжинского, Вятского уезда. Но тот ли он, кто нам нужен? Ведь священнических семейств Двиняниновых существовало немало.

Из материалов книги Н. А. Баженовой «Без корней деревья не растут…» следует, что Андрей Андреевич Двинянинов родился 8.08.1843 г., окончил Вятское духовное училище, а затем духовную семинарию (в 1862 г.). Преосвященным Агафангелом был рукоположен 12 июля 1862 г. в сан священника и определён в село Елгань Глазовского уезда, где и прослужил бессменно 40 лет.
В местной церковноприходской школе был законоучителем, катехизатором и заведующим. За свою добросовестную службу был награждён: набедренником (1873), знаком Красного Креста (1879), скуфьёю (1881), камилавкою (1894), бронзовой медалью по переписи населения (1897), наперсным крестом (1899). В Елгани у Андрея Андреевича и его супруги Людмилы Николаевны родились три дочери: Александра, София и Мария, каждая из которых вышла замуж за священника: первая – за Иоанна Матвеевича Кострова, проживала в селе Круглыжское, Котельнического уезда; вторая – за Михаила Попова, проживала в г. Орлов; третья – за Николая Лопатина [5], проживала в селе Царское, Глазовского уезда.

Прослеживать судьбу каждой из дочерей Двиняниновых в этой работе нецелесообразно. Скажем лишь, что самый младший из сыновей Александры Андреевны Костровой (урожд. Двиняниновой) стал очень известным ленинградским художником Николаем Ивановичем Костровым, а моя мать была его четвероюродной сестрой. Его работы имеются во многих художественных музеях страны, его биография подробно исследована. Умер Н. И. Костров в 1996 году в возрасте 94-х лет в Санкт – Петербурге. Людмила Николаевна Двинянинова скончалась 3 января 1904 года, о дате смерти её мужа Андрея Андреевича, данных нет. Последние записи о нем в клировых ведомостях относятся к 1915 году.
Младший брат Андрея, Александр Андреевич Двинянинов также окончил Вятское духовное училище и семинарию, однако долгое время не принимал сан священника. Он вернулся из Вятки в родное село Ошлань и присоединился к овдовевшей матери Марии Васильевне (урожд. Васнецовой). Они открыли школу для крестьянских детей в собственном доме, построенном ещё Львом Львовичем. Через несколько лет, 30 марта 1869 г., нолинское земство постановило включить эту школу в число земских.

Александр Андреевич 6 июня 1871 г. женился в Ошлани на Мариамне Николаевне, дочери священника Николая Степановича Верещагина [6]. Верещагины жили, как и бабушка Александра, Ольга Александровна Васнецова, в селе Васильевском. После свадьбы молодая супруга Александра Андреевича тоже подключилась к работе в школе. Теперь дружно работали уже трое: Мария Васильевна, Александр и Мариамна. Они ежегодно получали благодарности, премии от земства и Министерства народного просвещения. Так продолжалось до 22 мая 1875 года, когда Александр Андреевич Двинянинов принял сан священника и уехал вместе с супругой в село Мухино Слободского уезда. Его мать, Мария Васильевна Двинянинова (урожд. Васнецова) скончалась на следующий год, 14 декабря 1876 года в Ошлани.

Александр Андреевич и Мариамна Николаевна после переезда в Мухино остались там до конца своей жизни, детей у них не было. Отец Александр стал служить в Благовещенской церкви и вместе с женой, как и раньше, стали работать в местной церковноприходской школе, а потом круг школ, в которых они были попечителями, значительно расширился. За ревностное служение православию А. А. Двинянинов был награждён набедренником (1881), скуфьёю (1887), камилавкою (1896), золотым наперсным крестом (1902). В феврале 1904 г. ему был вручён орден Святой Анны 3-й степени. В 1906 г. он получил благословение Святейшего Синода. Получил Александр Андреевич высокие награды также за миссионерство. Мариамна Николаевна была награждена 24 октября 1900 года Библией от Святейшего Синода.

В 1893 году выходит за штат овдовевший тесть А. А. Двинянинова Николай Стефанович Верещагин и через некоторое время переезжает к дочери и зятю в Мухино. Так, втроём, они живут до 1908 года, когда неожиданно умирает Мариамна. Оставшиеся вдвоём старики продолжают жить в Мухине, Александр Андреевич не прекращает своей службы и в 1912 году награждается саном протоиерея. В день 70-летия, 14 апреля 1915 года, подаёт прошение о выходе за штат. Известно, что они дожили до Октябрьского переворота, дальнейшая судьба их неизвестна.

Добавлю ещё немного. Автор уже упоминал, что в одном классе Вятского духовного училища вместе с Александром Васильевичем Двиняниновым учился Петя – Пётр Михайлович Васнецов, брат будущих художников. Он был моложе Александра на два года. С учебой у него не ладилось. Во всех классах числился по второму разряду. В 1868 году состоялся выпуск из училища. По итогам учебы все ученики 1-го разряда и среди них Александр Двинянинов переводились в низшее отделение Вятской духовной семинарии, «в число штатных учеников». А вот отношение к выпускникам училища, оказавшимся в списках 2-но разряда, было иное. «Все ученики 2-го разряда переводятся в сверхштатное число учеников низшего отделения Вятской семинарии, впредь до усмотрения»(ВЕВ, № 14 от 16 июля 1868 г., стр. 372).

В 60-е и 70-е годы XIX века в Вятке находилось множество прибывших на обучение детей из семей провинциальных служителей церкви. Все они учились в разных классах духовного училища и духовной семинарии. Многие из них приходились дальней или ближней родней друг другу, мальчики и подростки активно общались, дружили, помогали в трудную минуту, чем могли. Среди них складывалось особое братство и такие отношения они потом проносили через всю свою жизнь. «Парни Васнецовы, учась в Вятке и живя в братских корпусах, естественно, очень хорошо знали всех Двиняниновых, а также хорошо знали, кто и где служил» (из письма О. Н. Виноградова автору от 06.04.2011 г.).

Александр Васильевич Двинянинов в семинарии учился так же хорошо, как и в училище, а вот Пётр в семинарии не потянул, ему пришлось уйти. В дальнейшем он поступил в сельскохозяйственное училище, которое открылось в Вятке в 1870 году, и закончил его, как и его младшие братья Аркадий и Александр.
————————————
Примечания:
[1] Книга Вятских Родов
[2] На блоге упоминается священник Кротов, служивший в с. Кадышево Казанской епархии и губернии. Любимов Петр Евграфович священник с. Усады
[3] На блоге упоминается Вечтомов в статьи г. Вятка. Кафедральный собор
[4] На блоге упоминается Васнецов Филипп Иванович, чиновник городового магистрата уроженец Вятской губернии.
[5] Фамилия Лопатиных упоминается в статьях блога об ученицах духовных учебных заведений Вятской губернии:
Список воспитанниц Вятского училища девиц духовного звания. 1863
Первый выпуск воспитанниц Вятского Епархиального женского училища 1869 г.
[6] В уже упомянутой выше статье Список воспитанниц Вятского училища девиц духовного звания. 1863 приводятся сведения о принятии Мариамны Верещагиной (нол. уѣзда села Вавильевскаго священника Николая) в качестве пансионерки в данное училище.
Во второй статье Первый выпуск воспитанниц Вятского Епархиального женского училища 1869 г. Мариамна Верещагина упоминается в числе окончивших училище.
[7] В обеих, названных выше статьях, присутствуют девочки Двиняниновы.
[8] Некоторые из фамилий данной статьи упоминаются на блоге в других епархиях. Например, в – Астраханской и Нижегородской. Ссылок не даю. При наличии интереса найти эти статьи можно через поисковик блога, набрав соответствующую фамилию.

Отзывов: 2

  1. 11.04.2023 в 19:49 | #

    И в Вологодской губернии есть один Двинянинов.

    • galina
      11.04.2023 в 20:44 | #

      Эта ваша фраза мало информативна. Было бы хорош подкрепить ее конкретным рассказом о Вологодских Двиняниновых.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>