© 2015 galina Троицкая церковь Яранск

Фаворский из Яранска Анне Селивановской в Ново-Троицкое

Старая открытка

Мой интерес к старым фотографиям и открыткам получил новый импульс и активизировался в последнее время благодаря возможностям Интернета. Конечно, несравненно приятнее держать в руках оригинал, быть счастливым обладателем раритетов. Но всюду не успеть, да и цены нынче кусаются. Совсем недавно попалась мне в сети очередная открытка. Привлекло в ней два момента: старая церковь или скорее собор, как я предположила по первому впечатлению, а на обороте фамилии отправителя и адресата. Написана открытка сто с небольшим лет назад, в 22 день декабря 1912 года. Скромно ее содержание – поздравляет некто Фаворский Анну Степанову Селивановскую с Рождеством Христовым и грядущим новым годом. К сожалению, большинство такого рода посланий, щедро писаных столетие назад нашими прабабушками и прадедушками, часто не могут поведать даже и самой малости о корреспондентах. Но не в этот раз.

Оборотная сторона открытки и текст на ней

Фаворский-Селивановская

Поздравляем
Васъ съ праздником
Рождества Христова
и наступающим Новым Годом
и от души
желаем всего
наилучшаго!
На оборотѣ снята
наша Троицкая
церковь, гдѣ я
служу.
Ѳаворскiе.
22 день 1912
————————————————–
Аннѣ Степановнѣ Селивановской
Ново-Троицкое Вятской губ.
(ернии)

Священнические фамилии

Обе фамилии «говорящие», из священнических Вятское губернии, где и проживали неизвестный мне Фаворский и Анна Степановна Селивановская. Догадаться, что фамилии священнические было не трудно, поскольку не один год интересуюсь духовным сословием Казанской епархии, и тема эта мне знакома. Фамилия Фаворские весьма распространена была среди русского духовенства. Получали ее отроки при поступлении в семинарии разных губерний, потому и священнослужители Фаворские числились едва ли не во всех епархиях российских. Любили в то время давать звонкие, красивые фамилии будущим пастырям. [1] Вот и эта имеет своим происхождением Фаво́рский свет – согласно текстам Нового Завета, нетварный Божественный свет, которым просияло лицо Иисуса Христа при Его Преображении. Также, гора Фавор – место Преображения Господня.

Иное дело – фамилия Селивановские. Ее относят по типу к украинским; образована она от имени Селиван (от латинского «silvanus» – «бог лесов»). В римской мифологии бог Селиван, родственный Фавну (было также прозвищем Марса), покровитель лесов и всей связанной с ними жизни. Возникновение фамилии относят к XVI веку, когда жители нынешней Украины тесно контактировали с европейскими народами. Вероятно, предки священников Селивановских пришли в Вятские земли с запада, т.е. имели корни западных славян, откуда и происходит их фамилия. [7]

Удивительное совпадение, но на блоге присутствуют обе эти фамилии в опубликованных ранее статьях. В 2011 году прогуливаясь по Сергиеву Посаду, на Кооперативной улице обратила внимание на мемориальную доску с именем художника Владимира Андреевича Фаворского, заинтересовалась. Так появилось несколько статей о предках его родом из села Епифаново Нижегородской губернии, Максиме и Евграфе, нареченных в Нижегородской духовной семинарии Фаворскими вместо бывшей их родовой  фамилии Епифановы. [2] О священниках Вятского края Селивановских рассказывает Елена Борисовна Бурова в двух миниатюрах. [3] [4] Такая вот неожиданная перекличка получилась. Старая открытка из прошлого века объединила две священнические фамилии Вятской губернии.

Фаворский

А дальше началось самое интересное – поиски в надежде установить, кто же были эти два человека, чьи имена значатся на старой открытке. Как следует из текста на обороте открытки, изображена на ней Троицкая церковь города Яранска, в которой служит отправитель Фаворский. С него и решила начать, подумалось, не сложно будет узнать из Памятных книг Вятской губернии настоятеля одной из церквей уездного города в 1912 году. И сразу же неудача. В Троицкой церкви Яранска в 1912 году значится протоиерей Николай Иоаннович Курбановский (ордена Владимира 4 ст. и Анны 2 ст., кресты: наперсный и в память войны 1853/56 гг.), кроме него числятся священники Азарий Семенович Вадиковский (орден Анны 3 ст., наперсный крест и камилавка) и Николай Алексеевич Емельянов (наперсный крест). Фаворского же нет даже в числе рядовых священников.

В 1912 году в Памятной книжке Вятской губернии по Ведомству православного исповедания поименованы священник Воскресенского собора г. Вятки Николай Андреевич Фаворский (скуфья), благочинный 3-го благочиния Котельнического уезда священник Серапион Андреевич Фаворский (камилавка, с. Троицкое) и помощница воспитательниц Вятского епархиального женского училища Вера Андреевна Фаворская. Любопытно, что все они имеют одно отчество, не родственники ли, подумалось. Предположение вполне правомерное, поскольку семьи священнические были всегда многодетными, а дети следовали, как правило, по родительским стопам, продолжали служить по духовно-православному ведомству в разном качестве.

Памятная книжка Вятской губернии 1913 года вносит ясность. Первым священником Троицкой церкви значится уже Серапион Андреевич Фаворский. Два других священника те же, что и в 1912 году. Теперь С.А. Фаворский возглавляет 4-е благочиние (г. Яранск). Оставалось невыясненным, когда же все-таки перевели Фаворского из с. Троицкое в уездный город и новое место службы Николая Иоанновича Курбановского.

Помочь в этом могли Вятские епархиальные ведомости. Везение мое на сей раз оказалось частичным. В библиотеке Казанской духовной семинарии мне принесли из книгохранилища старых изданий том ведомостей лишь за вторую половину 1912 года. Полного комплекта издания не оказалось. На странице 755 неофициального отдела Ведомостей за номером 28 от 12 июля за 1912 год  обнаружила статью «Памяти протоиерея Николая Иоанновича Курбановского«. Скончался протоиерей 8 мая 1912 года. Некролог был опубликован в 22 номере Вятских епархиальных ведомостей от 31 мая 1912 года.

Итак, разрешился один вопрос, а вот второй – о времени поставления Серапиона Андреевича Фаворского на место первого священника Троицкой церкви в епархиальных ведомостях не нашла. В официальном отделе ведомостей среди Распоряжений Епархиального Начальства, где обычно публиковались сообщения о переменах по службе и назначениях, этот факт не был отражен. И только в номере 34 от 23 августа 1912 года читаем:

Исправляющий должность благочиннаго 4 округа, Яранскаго уезда, священник Азарий Вадиковский освобожден от исправления должности благочинного, а благочинным назначен священник Троицкой церкви г. Яранска Серапион Фаворский – 15 августа.

Сведения для Памятных книг губернии собирались не вдруг, а в предыдущем году, т.е. в нашем случае в 1911. Потому и значился в Троицкой церкви Яранска уже скончавшийся в мае 1912 года протоиерей Николай Иоаннов Курбановский, а не священник Фаворский. Вот и поставлена точка в моих поисках сведений о Фаворском, отправившем открытку в Ново-Троицкое Вятской губернии Анне Степановне Селивановской.

Селивановские – священники Вятской епархии

Нет, не случайно начала я решать задачу с города Яранска и священника Фаворского. Уездный этот город хоть и не большой был, но все-таки единственный в Вятской губернии, а, пожалуй, и во всей России с таким именем. Другое дело – село Ново-Троицкое или даже просто Троицкое. Таких названиий все равно, что священнослужителей Рождественских или Воскресенских, например, в губерниях не по одному встречалось. Покопавшись в источниках, убедилась, сомнения мои не напрасны. Насчитала четыре села епархии с ключевым словом в названии – Троицкое: Бельско-Троицкое в Глазовском уезде, Троицкое (Кибья) в Елабужском уезде, Троицкое в Котельническом уезде и Новотроицкое (Высоково) в Яранском уезде. А еще иногда именовалось Троицким село Сорвижи с Троицкой церковью Котельнического уезда. И это, не считая починков. Сложность первая.

В Памятной книжке Вятской губернии за 1912 год числятся священник Василий Селивановский (Старые Зятцы) благочинный 3-го благочиния Малмыжского уезда, священник Анатолий Иванович Селивановский уездный наблюдатель Нолинского Отделения епархиального училищного совета, священник Николай Селивановский Николай Селивановский священник с. Кичма (млад., с. Кичма) благочинный 2-го благочиния Уржумского уезда. Вот и все. Нет не только Анны Степановны, но и ни одного Степана Селивановского. Вторая сложность.

Обращение к Интернету оказалось неожиданно удачным. Почти сразу в «Списке учительского персонала земских и министерских начальных училищ Уржумского уезда, выслуживших к 1 января 1913 г. сроки на получение периодических прибавок к жалованию» обнаружила заведующую Кузнецовским училищем Анну Степановну Селивановскую. Но можно ли полагать, что именно ей была адресована открытка из города Яранска? Не совпадают населенные пункты – Кузнецово вместо Ново-Троицкого. И не столь уж редкое сочетание имени и отчества у адресата открытки, чтобы с уверенностью думать, будто в Вятской епархии не могло быть второй Селивановской с такими же. Хорошо было бы выяснить какие-то дополнительные сведения об учительнице из села Кузнецово.

Вот и пришлось разбираться сразу в трех вопросах: кто такая Анна Степановна Селивановская, откуда родом; что это за Ново-Троицкое, какого уезда Вятской губернии; ну, и село Кузнецово без внимания оставить тоже нельзя было. Вновь обращаюсь к Интернету – практически единственному доступному мне источнику по причине удаленности проживания от интересующих мест. Сразу нужно сказать, что Интернет это не только выложенные кем-то готовые сведения, но еще и возможность обратиться за помощью  к коллегам – краеведам и генеалогам.

На самом деле, только в моем повествовании три задачи разграничены и существуют как бы самостоятельно, каждая сама по себе. А на практике стоило потянуть ниточку, т.е. начать поиск в сети, как сведения, словно снежная лавина, обрушились, только успевай соображать. Священники (диаконы) Селивановские в 1910-1915-х годах служили в Котельническом, Малмыжском, Нолинском, Орловском, Слободском, Уржумском, Яранском уездах. Не поручусь, что не пропустила в других уездах.

Занимаясь селами, не забывала и Анну Степановну Селивановскую. В поисках сведений об учительнице из с. Кузнецово знакомилась с историей сел и образования уездов Вятского края. На очередной странице с рассказом о Зашижемской средней школе встречаю упоминание священника Степана Селивановского. В 1870-73 годах в починке Зашижемском Уржумского уезда построена деревянная церковь Рождества Богородицы в честь чудесного спасения императора России Александра Второго. В 1877 году при церкви открылась церковно-приходская школа. Занятия проводились в доме первого сельского священника Степана Селивановского. И, что важно для меня, в рассказе о послереволюционном периоде читаем:

… в 20-х годах 20 века в школе преподавали Селивановские Анна и Александра, дочери священника Степана Селивановского.

А это уже горячо, совсем близко к моей загадке – учительница Анна Степановна Селивановская. Вот только загвоздка, к двум названиям сел добавилось третье, и имею я теперь: Ново-Троицкое (1912), Кузнецово (1913) и Зашижемье (20-е годы).

Нашелся в Вятской епархии и второй священник Стефан Селивановский. В 1819 году выдана была храмозданная грамота с разрешением на строительство церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в селении Упша Яранского уезда. Это ныне принимаются решения о возведении 200 храмов в одном городе «в верхах». А во времена, о которых речь веду, на сельском сходе народ рассуждал о нуждах своих духовных и решал – быть храму в селении. Строилась церковь соответственно на добровольные пожертвования будущих прихожан, а потому не скоро. Так в Упше только в 1823 году был освящен придел в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, а в 1834 году – главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 15 лет прошло с выдачи храмозданной грамоты. И первым священником в новом сельском приходе Яранского уезда стал Стефан Селивановский, прослуживший почти 40 лет до 1858 года «бессменно и неопустительно», как писали тогда, в отзывах о порядочном служении по духовному и/или учительскому ведомству.

Не могу пройти мимо интересного факта. Один из Селивановских, священник – села Пищалье Орловского уезда Иван Гаврилович (1823-1870) был прадедом по материнской линии поэта Николая Алексевича Заболоцкого. [5]

Троицкая церковь построена в 1820 году; растоянием от г. Вятки в 70 верст. Приход был большим, по штату на 1912 год положено было в нем иметь трех священников, одного диакона и трех псаломщиков. Прихожан числилось православных русских 4255 мужского пола и 4546 женского пола. Село расположено в болотистой местности. Станция железной дороги Быстряги в 10 весртах. Особо упоминаются замечательные древности сельской церкви: потир и дискос оловянные, евангелие 1677 года и служебник 1705 года. [6]

Фото 2. Пищалье. Церковь Трицы Живоначальной

Нашлось в Интернете несколько интересных и информативных сайтов по истории Вятского края. На одном из них – краеведческом портале «Родная Вятка» – помимо прочего опубликован словарь фамилий из «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина. Есть в этом словаре и страничка, посвященная интересующей нас фамилии. Свои собственные изыскания о происхождении фамилии Селивановские провела я ранее знакомства с этим порталом и нашла на нем подтверждение уже известным мне фактам с уточнениями в привязке к краеведческим источникам.

Родовое имя – Селиван (см. выше Священнические фамилии). Род Селивановых известен на Вятке с XVII века: 12 семей – 1629 год – 9 – Шст.; 1629 год – 1 – Орл.; 1629 год – 1 – Слб.; 1629 год – 1 – Хлын. Первое упоминание Селивановских в Памятных книжках Вятской губернии найдено в 1880-х годах.

И далее дана география распространения каждой из двух фамилий Селивановский (Селиванов) на Вятке и в России. Любопытно, что автор ведет речь об одном священническом Роде Селивановских Вятской губернии. Так, наверное, и было. В каком-нибудь тысячу шестьсот неизвестном году на крестьянском сходе решено было поставить к церкви своей нового священника в замен спившегося или сбежавшего, или просто умершего. А грамотных и был среди них только один – Селиван (Селиванов/ Селивановский). Стало быть, его и присудили избрать. Послали челобитную архиерею. Не промах оказался Селиван, прошел испытание и поставлен был к церкви сельской во священника. И сыновей своих стал приучать и наставлять в делах церковных. Так и зародился священнический род вятский. [7] Это фантазии мои, конечно. Могло так быть, а могло и иначе.

В общем, зашла я в тупик в поисках Анны Степановны Селивановской. Женщина, однако. А поиски сведений о них в архивных документах неизменно сопряжены с большими трудностями. Решила обратиться за помощью к Елене Борисовне Буровой. Вспоминала уже о ней выше, когда рассуждала о священнических фамилиях Фаворских и Селивановских здесь на блоге. Кому же лучше быть осведомленным о вятских Селивановских, как не ей. И помощь мне была оказана незамедлительно и в полном объеме. Нашлись у Елены Борисовны не двое, а трое Стефанов Селивановских. Причем, нужный мне оказался в самой сокровенной, дальней папочке, ибо сообщено было о нем в последнюю очередь, когда с сожалением и чувством легкой вины отвергла я двух первых по очереди, ну, не было у них дочери Анны.

Благодаря отзывчивости Е.Б. Буровой познакомилась я ближе с найденными самостоятельно священниками. Первый, Стефан Ефимович Селивановский (1794, с.Макаровка Яранского у. – 20.01.1871, с.Упша Яранского у.) в 1819 году совсем молодым священником переведен был в село Упша Яранского уезда. При нем и трудами его и сельчан была построена здесь Покровская церковь.

Расстоянием село от г. Вятки 284 верстах; расположено в низменной лесистой местности на левом берегу речки Упши. В селе церковно-приходская школа, а в приходе два земских училища. Главное занятие прихожан хлебопашество и выработка леса от лесопромышленников. Пароходная пристань Кукарская в 110 верстах; станция железной дороги в г. Котельниче в 180 верстах. Село стоит на проселочной дороге от г. Царевосанчурска в г. Уржум. [6]

Без малого 40 лет прослужил Стефан Ефимович Селивановский в этой сельской церкви, в 1858 году вышел за штат, на покой.

Фото 3. Упша. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы

В скобках замечу, получив от Елены Борисовны Буровой сведения о Стефане Ефимовиче, испытала искушение связать его с Ефимом – старшим сыном попа Авраамия, дьячком Рождественской церкви села Ижевского Яранского уезда Вятской же епархии, того, о котором повествуется в Новогодней сказке. [3] Однако, не получилось, не годится тот Ефим Авраамиев в отцы Стефану Ефимовичу 1840 года рождения, увы.

Неизвестным мне оказался в списке Е.Б. Буровой Стефан Михайлович Селивановский (1829, с. Ижевское Яранского у. ‒ 15.02.1881, с. Верхосунье Нолинского у.), служивший священником в селе Колоковском Орловского уезда и Верхосунье Нолинского уезда.

В селе каменная церковь 1773 года постройки во имя Казанской Божьей Матери. Местоположение села живописное: против церкви под небольшим угором протекает речкой Суна, ниже по течению ее – мельница; у самого села, на месте старого кладбища, роща, которая называется «столетней», потому что в 1888 году прихожане пожелали обойти ее со святыми иконами и решили не рубить в течение 100 лет. Кроме лесов село изобилует садами. Главное занятие прихожан землепашество; некоторые занимаются разными изделиями: выделывают из дерева кадочки, сани, берда (часть ткацкого станка) и пр. Кроме того в деревне есть хорошие печники, каменщики, плотники, кузнецы, портные и валенщики. В приходе есть несколько маслобоен. Село стоит на проселочной дороге из с. Уней на станцию железной дороги Зуевку. Недалко проходит почтовый тракт из г. Глазова на Нолинск. [6]

Фото 4. Верхосунье. Церковь Казанской Божьей Матери

И лишь третьим, тем единственным, искомым оказался Стефан Ермолаевич Селивановский.

Анна Степановна – дочь Степана Ермолаевича Селивановского

И лишь третьим, тем единственным, искомым оказался Стефан Ермолаевич Селивановский (1840, с. Верхокобрское Котельнического у. – 13.12.1883, с. Зашижемское Уржумского у.), о котором я с надеждой размышляла выше. Известно, что Стефан Ермолаевич окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию со званием студента, был определен учителем в Вятское духовное училище, в 1867 году рукоположен во диакона к училищной Софийской церкви; в 1868 году рукоположен во священника в с. Сернурское к Спасской церкви; в 1871 году был перемещен по своему желанию со званием настоятеля к церкви Рождества Богородицы в новый приход при починке Зашижемском.

Церковь Рождества Богородицы деревянная, построена в 1873 году, расстоянием от г. Вятки в 245 верст; причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик. Прихожане: православных русских 1217 мужск. пола, 1338 женск. пола, крещеных череисм 242 мужск. пола, 240 женск. пола; приход состоит из 9 селений, расстоянием в 1 1/2 – 6 верст. Село расположено на низменном месте; реки нет; казенная лесная дача в 4 верстах, а крестьянский надельный лес в 1 версте. Занятие прихожан исключительно земледелие. Медиц. пункт – больница в селе Сернуре в 16 верстах; пароходная пристань Цепочкинская в 55 верстах. [6]

Действительно, у строителя деревянной церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы при починке Зашижемском среди других пяти детей была и дочь Анна, рожденная в декабре 1870 года. В 1886 году окончила она полный курс Вятского епархиального женского училища и в следующем 1887 «вступила на службу учительницей». В 1911 году она состоит в списке учительского персонала земских и министерских начальных училищ Уржумского уезда в должности заведующей Кузнецовским участком, имея 24 года стажа, а в 1912 числится в селе Новотроицкое.

Вот и удалось установить происхождение адресата почтовой открытки, но не точный адрес ее. Как минимум, в трех уездах были села с названием Новотроицкое: Елабужском (Кибья), Котельническом (Троицкое) и Яранском (Высоково). По размышлении и изучении почтовых штемпелей, а их на открытке два, и на обоих указан Яранск, склоняюсь в пользу последнего. Хорошим подспорьем в разрешении сложной географической задачи оказалось издание 1912 года «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание». В нем в алфавитном списке городов и сел епархии значится только одно с названием Новотроицкое в Яранском уезде, в 3-м благочинническом округе. Приведу полное описание церкви и прихода из этой книги. Такими были они в 1912 году, когда Анна Степановна Селивановская переведена была сюда из села Кузнецово Уржумского уезда, но не церковь, конечно.

Фото 5 и 6. Новотроицкое (Высоково). Церковь Живоначальной Троицы

Село Новотроицкое (Высоково) – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1871 г.; разстояніем отъ г. Вятки въ 200 верстах.
Село расположено на горѣ при рѣчкѣ Лумѣ; лѣсь вь 4 вер. Въ селѣ церк.-прих. школа; вь деревняхъ школъ нѣтъ. Прихожане занимаются исключительно хлѣбопашествомъ. Учас. медиц. пун. вь 12 вер.; вол. правл. Малощегловское въ деревнѣ ІЦеглахъ въ 15 в.; парох. прист. въ слободѣ Кукаркѣ въ 70 вер.; ж. д. ст. въ г. Котельничѣ въ 132 вер. Село стоитъ на проселочной дорогѣ. [6]

Остается познакомить терпеливого читателя, сумевшего дойти до конца повествования с героиней – Анной Степановной и ее сестрами.

Фото 7. Предоставлено Еленой Борисовной Буровой

На фото слева сидит Софья Селивановская супруга Николая Степановича Селивановского (1876 г.р.), священствовал в с. Кичма Уржумского уезда. С уверенностью можно назвать старшую из сестер на фотографии, это Ольга (стоит). Сидят справа и слева от нее младшие сестры, но кто из них Анна (вторая по возрасту), а кто Александра (самая младшая) неизвестно. [8]

Случайная находка в сети позволила установить не семейную и не формальную, а, вероятно, дружескую связь носителей двух священнических фамилий Вятской епархии. Ничего нет в этом знакомстве удивительного, впрочем. Духовенство с давних пор было довольно замкнутым сословием, чему способствовала политика государства, начиная с Петра I.

Продолжение темы:
«Что в имени тебе моем»
Серапион Андреевич Фаворский – священник Вятской губернии
Потомки о. Серапиона Фаворского
Потомки о. Серапиона Фаворского. Продолжение
Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ
Дети протоиерея Серапиона Андреевича Фаворского
—————————————
[1] Назначение фамилий семинаристам в Казанской Духовной Семинарии
[2] Фаворские
[3] Е.В. Бурова Новогодняя сказка, основанная на архивных документах
[4] Е.В. Бурова Постигая азы прошлого
[5] Из истории родословного древа Н. А. Заболоцкого
[6] Сведения о селах взяты из книги «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание» Вятка, 1912 г.
[7] Уже после опубликования этой статьи состоялся у меня по Skype такой диалог с Сергеем Шишкиным (г. Киров)
С. Ш.: По этимологии Селивановских интересный момент: у нас помимо данной фамилии, встречаются еще и церковнослужители Сельвинские.
Г. С.: Да, и Селевановы, вероятно?
С. Ш. По отношению к Селивановым – очень распространенная для запада Яранского уезда (в частности территорий центра бывшего Царевосанчурского уезда) фамилия. У меня знакомая коллега в архиве – девушка Анастасия Селиванова как раз из этих мест. Селивановы – гл. обр., крестьяне. Но мне видится, что наравне с Галицкими, Упшинскими, Кувшинскими, Городищенскими и проч. (фамилии династий священников – что происходят от названий приходов – сел Галицкого, Упши, Кувшинского) – Селивановские – это как раз тот случай, когда классически к исконной в этой местности крестьянской фамилии прибавлялся суффикс и окончание -ский в период окончания духовной семинарии или духовного училища.
Г. С.: В связи с этим интересно выявить связь Селивановских священно и церковно служителей с этой крестьянской фамилией Селивановы.
С. Ш.: Подтвердить это или опровергнуть может как раз Е. Бурова, т. к. она должно быть «забуривалась» в 18 век…
[8] Вернувшись к данной статье, рискну высказать только что родившееся соображение по данной фотографии. Возможно, вторая по возрасту Анна та, что сидит слева от старшей сестры. Предположение сие делаю сравнивая прически девушек. У левой прическа мне показалась более взрослой, чем у правой. Однако понимаю шаткость утверждения, его субъективность.
Фото 1 Священник Николай Селивановский (старший), село Кичма
Фото 2. Село Пищалье. Церковь Троицы Живоначальной. 2014
Фото 3 Село Упша. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы. 2012
Фото 4 Верхосунье. Церковь Казанской Божьей Матери
Фото 5, 6 Новотроицкое (Высоково). Церковь Живоначальной Троицы. 2013

 

Отзывов: 10

  1. Галина
    26.03.2015 в 12:38 | #

    Галя, добрый день! Удивительно, как Вам удается исходя из одной открытки написать целое исследование, причем интересное по содержанию, изложенное в едином стиле. Впечатляет и иллюстративный материал. Вот что значит заинтересованность темой духовного сословия, причем давняя. Рада за Вас искренне. Всегда сожалею, что мало у Вас настоящих читателей. Нужно Вам выходить на иную площадку, с большой посещаемостью. Спасибо за очерк!

    • galina
      26.03.2015 в 12:49 | #

      Спасибо, Галя! Удивительно, что Вы написали о едином стиле, ибо писалось сложно, не быстро. Много материала собрала неожиданно для себя. Правда, и помогли мне с готовностью большие специалисты по Вятской губернии, вятскому духовенству. За что хочется сказать им большое спасибо.
      А что до читателей, точнее – числа их… Уж сколько заслуживаю, вероятно. :)

  2. Екатерина
    26.03.2015 в 19:43 | #

    Всегда интересно узнавать, как по иному живут или жили люди!!! Очень интересно! Кроме захватывающей поисковой интриги – душа согрелась и видом церквей! – «живые» здания достойно несут следы испытаний временем и судьбой. А какие славные лица на фото 7. Как хотелось бы узнать об их дальнейшей судьбе! – это прогнозируемые впечатления.
    И неожиданные: встретилось непривычное слово для нашего региона «починок». Нашла в интернете, теперь и я знаю это слово! Воть!!! В Енисейской губернии новые места для поселения в сельской местности называли: «Участок», «Заимка».
    Спасибо, Галя, за чаянную и нечаянную радость.

    • galina
      26.03.2015 в 19:57 | #

      Катюша, спасибо и тебе за такой неожиданно-эмоциональный отклик. Увы, порадовать рассказом о милых девушках, дамах с фото 7 не в моих возможностях, к огорчению моему. А хотелось бы.

    • galina
      01.05.2015 в 08:57 | #

      Интересное наблюдение, Катя, в отношении местных словечек.
      Надеюсь, смогу рассказать о судьбе Серапиона Фаворского в ближайшее время. Об Анне Степановне Селивановской, возможно, сумеет поведать ее родственница Елена Бурова.

  3. Ирина
    08.04.2015 в 12:02 | #

    Галочка, тебе пора издавать подобные исследования как пример методики работы в сети и архивах! Колоссальный труд! И, что замечательно, – результативный! Здоровья тебе и дальнейших успехов на всех поприщах!

    • galina
      08.04.2015 в 17:54 | #

      Писание книг не моя стихия, Ира. Мне нравится разгадывать подобные загадки. Азарт охватывает да и познавательно. Просто так ведь не будешь знакомиться с историей соседней губернии, ее православным прошлым. Вроде бы на это нет свободного времени. А вот захотелось выяснить, кто же такой был этот Фаворский из Яранска, и время нашлось. Может быть, кому-то пригодятся эти мои упражнения.

  4. Александр
    14.12.2015 в 02:06 | #

    Галина, а как можно связаться с Еленой Борисовной Буровой? Меня интересует семья упомянутого Вами священника Азария Семёновича Вадиковского (его жена Лидия Петровна моя родственница). Была статья Павла Богдана в сборнике «Наш край» о Вадиковских, но, может быть, есть что-то ещё… Заранее спасибо! Мой имейл: asamaat@mail.ru

    • galina
      14.12.2015 в 15:47 | #

      Александр, Ваше обращение отправила Елене Борисовне.

  5. Анастасия
    14.04.2017 в 14:51 | #

    А на открытке изображен Троицкий собор в г.Яранске.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>