© 2022 galina udolskaya_k_i_17

Рудольская Клавдия Александровна

Бабаева Елена Владиславовна

Бабаева Елена. Детство
Бабаева Елена. Мои поиски
Рудольские. Большой Порек
Владислав Николаевич Рудольский
Констанция Николаевна Рудольская
Мама -Валентина Филипповна Рудольская
Родители. Большая Мартыновка
Мамины Фотографии
Ушедшая страна детства
Неожиданное начало взрослой жизни
Студенчество – счастливая пора
Первое замужество

babaeva_elena

СЕМЬЯ

Клавдия Александровна (6|19 ноябрь 1891-1979) родилась в семье священника Рудольского Александра Ивановича (1856-1922 г.г.) и его жены Рудольской (Миролюбовой) Анны Гавриловны (1857-1927 г.г.).

Александр Иванович и Анна Гавриловна с сыновьями
Леонидом и Владимиром. ~1888 год г. Казань

Александр Иванович Рудольский окончил в 1879 году курс Казанской духовной семинарии, в том же году женился на Миролюбовой Анне Гавриловне, дочери священника Гаврилы Платоновича Миролюбова, и был рукоположен в священника Архангельской церкви села Кульги Лаишевского уезда Казанской губернии. Александр Иванович был потомком огромного священнического рода Рудольских.
В семье Александра Ивановича и Анны Гавриловны было семеро детей: 1. Леонид 1884 г.р., 2. Владимир 1887 г.р., 3. Николай 1889 г.р., 4. Клавдия 1891 г.р., 5. Ольга 1893 г.р., 6. Сергей 1897 г.р. и 7. Александр 1900 г.р.

1. Леонид Александрович Рудольский. В 1907 г. окончил Казанскую духовную семинарию. С 1908 по 1909 г.- законоучитель Ново-Шешминского земского училища. Фото: 1907 год. Казань
2. Владимир Александрович Рудольский. В 1905 году закончил 4 класс Чистопольского духовного училища. С 09.02.1906 года псаломщик церкви пригорода Ново-Шешминска.
3. Николай Александрович Рудольский. 27.09.1912 г. бывший воспитанник Духовной семинарии определен псаломщиком в село Отарку, Мамадышского уезда. 10.12.1913 определен на диаконовскую вакансию в храм в с. Большой Порек.
5. Ольга Александровна Рудольская. Обучалась в Казанском окружном женском духовном училище. Работала учительницей в селе Никиткино Чистопольского уезда. Фото ~1910(12) года г. Москва
6. Сергей Александрович Рудольский закончил Чистопольсоке духовное училище, в 1917 году закончил 5-ый класс и переведен в 6-ой Казанской духовной семинарии. Далее ничего о его судьбе не известно.
7. Александр Александрович Рудольский закончил 1-й класс Чистопольского мужского духовного училища. Далее ничего о его судьбе не известно.

Семьи сельских священников были, как правило, многодетными и имели скромный материальный достаток. В одном из писем Клавдия Александровна писала своей двоюродной сестре Таисии Михайловне: «Ты помнишь, Тая, как много трудились наши мамы, обременённые большими семьями!»

Отец Клавдии Александровны Рудольский Александр Иванович был человеком незаурядным. Об этом говорит множество наград, полученных им в разные годы жизни «за выдающиеся труды по народному образованию и преподаванию Закона Божия» в Мокшинском начальном училище, Шутнеровском земском училище, Чистопольской земской школе и Новошешминском земском училище. Он был следователем по 2-му благочинному округу Чистопольского уезда и попечителем Старо-Мокшинского земского училища. В 1910 году Александр Иванович Рудольский «получал жалования от казны 300 руб. в год, по должности законоучителя в местной школе 60 руб., кружечного дохода 300 руб., от земли и хлебных сборов 90 руб. Жили в собственном доме на церковной земле».

Александр Иванович был очень дружен со своим родным братом, священником Михаилом Ивановичем Рудольским. Они часто бывали друг у друга в гостях, хотя и жили временами не очень близко друг от друга. Их дети уже в зрелые годы вспоминают в своих письмах совместные походы на рыбалку, за грибами и ягодами. До конца своей жизни они поддерживали отношения друг с другом, регулярно обмениваясь письмами. Отсутствие письма в течение месяца считалось у них обстоятельством, вызывающим беспокойство.

УЧЕНИЕ

В 1901 году Клавдия Александровна поступила в Казанское Окружное женское училище духовного ведомства (также известно как Казанское училище для девиц духовного звания) и обучалась на содержании отца. Из истории училища: открыто в 1853 году в соответствии с Указом императора Николая I от 1852 года об открытии в России 10 окружных училищ для девочек из семей духовенства на капитал графини Браницкой.

В отличие от епархиальных училищ, находившихся под управлением епархиальных архиереев, женские училища Духовного ведомства состояли под патронатом императрицы или цесаревны. В годы учебы Клавдии Александровны училище находилось под покровительством императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III, что ко многому обязывало его руководство: императрица посещала cвои подшефные учреждения, присутствовала на экзаменах, могла и пообедать с воспитанницами. В Казанское окружное женское училище принимались только дочери священников трех епархий — Казанской, Вятской и Пермской. Дочери дьяконов и причетников в это училище не принимались. Училище размещалось первоначально в доме баронессы Депрейс (ныне ул. Фукса, 11). В 1872-1873 гг. на деньги, пожертвованные купцом Д.А. Черкасовым, здание было перестроено и расширено, к нему была пристроена домовая Введенская церковь.

Казанское Окружное женское училище до перестройки (1872-1873г.)

Современный вид здания (по центру – пристрой,
в котором находилась церковь)

В настоящее время “Здание женского духовного училища, первая половина ХIХ века”, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Карла Фукса (ранее Поперечно-Покровская) /Бехтерева, д.11/6 является объектом охраны культурного наследия.
Начальницей Казанского окружного женского училища (с 1874 по 1914 годы) была Анастасия Евгеньевна Стройкова, дворянка, выпускница Родионовского института благородных девиц, человек исключительно образованный и преданный детям. Училище было с шестилетним сроком обучения, в него принимали девочек девяти лет по окончании начальной школы или с домашним образованием. Прием осуществлялся по конкурсу, который всегда был большим, а отбор — строгим.

В училище преподавались дисциплины: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику, геометрию, географию, церковную историю, гражданскую историю, физику, педагогику, церковное пение, рукоделие, хозяйство. Более глубоко в училище преподавали рукоделие и предметы эстетического профиля. Очень серьёзно было поставлено обучение учениц правилам этикета. Обычно в день было от трёх до пяти уроков, в зависимости от возраста учениц. Преподавали в старших классах выпускники духовных академий и университетов. В конце 1860-х годов в училище был открыт седьмой педагогический класс, и большинство воспитанниц его заканчивало. В начале 1870-х годов ввели курс педагогики по программе выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского. Курс читался в течение двух лет в старших классах. Большинство выпускниц училища работали учительницами и составляли лучшую часть преподавателей земских и церковно-приходских школ.

Клавдия Александровна закончила училище в 1908 году. В 1910 году она является студенткой Московских педагогических курсов по специальности русский язык и литература. Эти курсы носили название «Тихомировских», поскольку одним из их организаторов был выдающийся русский педагог Д.И. Тихомиров. Слушатели курсов очень высоко ценили полученные там знания, называя их «уроками ваяния души человеческой», а в адресе, который благодарные слушатели поднесли Д. И. Тихомирову, отмечалось: «Воображение нарисовало нам могучий образ нашего вождя-педагога… Перед нами — идеалист – наставник, великий учитель – практик, просвещённый друг народа, друг и брат народного учителя. Вы влили в нас горячую любовь к детям, юношескую бодрость и твёрдую уверенность в себе». К проведению теоретических и практических занятий на курсах привлекались лучшие педагоги и методисты русской педагогической школы. В разные годы там преподавали философ Владимир Соловьев и историк академик Василий Ключевский.

В 1912 году в  Москву, с  целью набора  преподавателей  гимназии,  приехала директриса Бийской Николаевской  гимназии  госпожа Арская.  Ей понравилась  Клавдия Александровна и она пригласила её в свою гимназию в качестве преподавателя русского языка и литературы. Чтобы отправиться работать из Москвы в далёкий и, практически неизвестный тогда, сибирский городок, надо было обладать не только смелым характером и определённой долей авантюризма, но и большим желанием нести свет полученных знаний сибирским детям. Железная дорога от Ново-Николаевска (ныне Новосибирск) до Бийска была введена только в 1915 году, а пока туда надо было добираться на перекладных — конными экипажами по грунтовым дорогам. Видимо, Клавдия Александровна понравилась госпоже Арской не только основательными знаниями и блестящим гуманитарным образованием, но и своими человеческими качествами, потому, что она пригласила молодую учительницу жить в своем доме.

У нас есть возможность познакомиться с темами сочинений, которые предлагала своим ученицам Клавдия Александровна и задуматься о том, какими воспитывали детей в начале ХХ века:
для детей 12-13 лет:
- Замирание нашего сада осенью.
- Река в лунную ночь.
- Лес в лучшую свою пору.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
- Дедушкин садик.
для младших классов:
- О том, что видела птичка в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нём сада.
- Великаны и пигмеи лесного царства.
для старших гимназистов:
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном
богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?

БИЙСК

А что же представлял собой город Бийск, входивший в то время в Томскую губернию? Вот как описывается Бийск в 1879 году: «Это небольшой сибирский городок, имеющий 6 улиц, состоящих преимущественно из низеньких деревянных домиков. Каменных домов только пять. В городе две каменных церкви, одна – только
что оконченный собор. Город расположен на правом, низменном берегу реки Бии, под высоким крутым яром. В 1879 г. в Бийске насчитывалось 6400 жителей и 1100 строений».

Летом 1903 года в Бийске побывал американский альпинист Сэмюэль Тернер. Вот что он писал о Бийске: «Купола двух церквей, горящих на солнце, придают привлекательность деревянным домишкам, из которых состоит город. Архитектура города, принимая во внимание его отдаленность от центра, довольно привлекательна. Бийск — симпатичный город и большой торговый центр». Свое описание Тернер заканчивает словами: «Бийск — элегантный город, где отличная пища и относительный комфорт заставили нас забыть о невзгодах». Такое восторженное описание Бийска объясняется тем, что путешествие в горы для Тернера и его спутников оказалось исключительно трудным и полным опасностей для жизни, поэтому, после всех испытаний, Бийск показался им центром цивилизации и средоточием комфорта.

На рубеже XIX – XX вв. Бийск становится центром большой торговли шерстью, чаем и мехами с Китаем и Монголией, а также очагом православной культуры в Алтайском регионе. Его население насчитывает уже более 20 тысяч человек. С 1880 года Бийск является административным центром Алтайской духовной миссии. В Бийске находилось единственное в Сибири миссионерское катехизаторское училище, которое готовило «чтецов, миссионерских сотрудников, учителей и духовенство среди алтайцев», а также — архив миссии и богатая церковная библиотека. Духовные столпы миссии — преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), будущий митрополит Московский, трудились, неся свет православной веры алтайцам. Оба широко известные русские святые.

Архитектура Бийска начала XX века была типична для купеческого города того времени. В основном это деревянная жилая застройка. Центр города выделялся культовыми и общественными зданиями. Улицы в центре города были застроены 2-х этажными зданиями из красного кирпича, фасады которых отличались богатой и разнообразной отделкой. Некоторые здания были построены в стиле «Модерн». В Бийске было 17 соборов и церквей, 8 часовен. Памятниками православной культуры являлись кафедральный Троицкий собор, Успенский собор, Бийское архиерейское подворье и Бийский Тихвинский женский монастырь. Улицы центра города были широкими, некоторые имели каменное мощение.

А вот некоторые из бийских событий того времени.

В 1913 году в Бийске прошли праздничные торжества, посвященные 300 летнему юбилею дома Романовых. В 1914 году состоялась закладка вокзала на станции Бийск Алтайской железной дороги. В 1915 году Бийск посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский).

Первым туристическим путеводителем по Алтаю была изданная в 1911 году книга «Пути по Русскому Алтаю», которая содержала все необходимые сведения об алтайских туристических маршрутах и необходимом снаряжении. Маршруты из Бийска, пролегали к Телецкому озеру, в Чемал, на Коргонские яшмовые и порфиритовые каменоломни, в Уймонскую котловину. Большая часть маршрутов была конной, и Сапожников, автор путеводителя, пишет: «Езда на хорошем коне с ночёвками на пёстром горном лугу или под густыми кедрами, с видами на клокочущий поток или на снежные вершины даёт особо бодрое и весёлое самочувствие. Лучшим доказательством этого служит то, что в последние годы глубоко в Алтай решаются проникать и дамы, не имевшие большой привычки к верховой езде».

В конце XIX века во всем мире огромную популярность приобрела система водолечения, разработанная немецким врачом и священником Себастьяном Кнейпом. Новое увлечение достигло и Алтая. Один из самых первых оздоровительных и познавательных маршрутов пролегал из Белокурихи через село Топольное в деревню Чёрный Ануй. Это было своего рода комплексное лечебно-оздоровительное путешествие. «Сначала господа туристы принимали лечебные водные и грязевые процедуры в селе Новая Белокуриха, потом — ванны из пантовой «варочной воды» в небольшом маральнике у села Топольное, затем их везли на кумысную ферму в Чёрном Ануе, где потчевали целительным кумысом».

Издатель выходящей в Бийске газеты «Алтай» П. В. Орнатский в 1912 году совершил путешествие по этому маршруту и позже писал, что «…за неделю этого протяжённого вояжа я загорел, похудел, чувствую себя изрядно помолодевшим и энергичным. Самым полезным приобретением своего здоровья полагаю принятые мною ванны из «варочной воды» мараловых пантов и курс лечения кумысом в Чёрном Ануе. Сил от целебных процедур прибавилось на целый год и впечатлений от тамошних красот в избытке». Горный инженер Александр Щербинский в 1909 году писал из Бийска своему другу в Тверь: «Поездки на Алтай вызваны не только насущной потребностью в отдыхе и лечении, а ещё и позывом души почерпнуть скрытый дух этих гор и насытиться их силой. Эта потребность входит в обыкновение всех, впервые попавших в эти дивные места. Приезжайте к нам в горы, друг мой! Алтайские красоты восхитительны в любую пору года, и, если прочувствовать их, они станут врачевателями вашей души и тела. Вы непременно исцелитесь, если «заболеете» Алтаем!»

Трудно себе представить, чтобы вся эта экзотика обошла стороной Клавдию Александровну, человека любознательного и жизнелюбивого. Она наверняка принимала участие в этих целительных вояжах. Клавдия Александровна часто рассказывала детям и внукам и о своём участии в серьёзных конных экспедициях по Алтаю. Она поднималась на знаменитую и очень коварную гору Белуху и доходила с конной экспедицией до Монголии. О том, как трудны и опасны для жизни были в то время путешествия по Горному Алтаю, мы уже знаем от американского альпиниста Тернера. А Клавдия Александровна рассказывала, как, проснувшись однажды в палатке, она ощутила у себя на груди что-то холодное. Это была свернувшаяся в клубок змея! Как удалось Клавдии Александровне договориться со змеёй, нам неизвестно, но, слава Богу, она осталась жива.

Из Бийска в родные края Клавдия Александровна вернулась, вероятно, в 1916 году, но до конца своей жизни с любовью вспоминала Алтай. По возвращении с Алтая Клавдия Александровна жила в Казани и занималась преподавательской деятельностью.

ПОСЛЕ 1917 г.

Наступил трагический 1917 год. Революция и гражданская война, принесшие нашему народу неисчислимые бедствия, не обошли стороной и священническую семью Клавдии Александровны: был репрессирован и сослан в лагеря её родной брат священник Владимир. Другой её родной брат дьякон Николай был мобилизован в армию Колчака и пропал без вести, оставив дома жену с двумя крошечными детьми на руках. Самый старший из ее родных братьев священник Леонид вместе с женой и сыном покидает родной город Воткинск и возвращается в него лишь в 1922 году. После революции Клавдия Александровна работала в системе Народного Комиссариата Просвещения. По работе ей приходилось встречаться с Надеждой Константиновной Крупской, женой В. И. Ленина.

В 1922 году Клавдия Александровна вышла замуж за своего земляка, Зиновьева Пармена Дмитриевича. Пармен Дмитриевич 1886 года рождения, работал бухгалтером главного управления Казанской железной дороги. В 1924 году них родился сын Валентин.

Массовые политические репрессии не только против инакомыслящих, но и против всех неугодных, начались с захвата власти большевиками и не прекращались все годы советской власти. Первый пик репрессий пришёлся на годы насильственной коллективизации сельского хозяйства. Однако с назначения Н. Ежова на пост главы НКВД в июле 1937 года, начинается период наиболее массовых репрессий, так называемый «Большой террор». Только по «Сталинским расстрельным спискам» в 1937 — 1938 гг. было осуждено 43 768 человек, почти все они были расстреляны. В 1937 году муж Клавдии Александровны Зиновьев Пармен Дмитриевич был арестован, осужден по статье 58-10 и приговорен к расстрелу. 14. 01. 1938 года приговор был приведен в исполнение.

Чтобы выжить, Клавдии Александровне пришлось взять свою девичью фамилию Рудольская. 30 декабря 1971 года Зиновьев Пармен Дмитриевич был посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления», ему вернули доброе имя и награды. Сын Клавдии Александровны Валентин рассказывал, что после ареста отца они вынуждены были каждые 5 лет менять место жительства.

Началась Великая Отечественная война. 7 сентября 1942 года Валентин Рудольский добровольцем ушёл на фронт. Ему только что исполнилось 18 лет, и он попал в действующую армию в один из самых напряженных периодов Великой Отечественной Войны. Валентин служил в артиллерии, был трижды ранен, находился на излечении в госпиталях. 8 мая 1944 года из-за тяжелейшего ранения он был признан непригодным к службе и демобилизован. Валентин Парменович Рудольский награжден медалью «За победу над Германией».

Известно, что Клавдия Александровна и Валентин в разные годы жили в селе Мордовская Багана Чистопольского района и в районном центре Алексеевское, Татарской ССР. Последние три десятилетия своей жизни Клавдия Александровна с семьёй сына прожила в городе Пермь. Интересно, ведь существует мнение, что прообразом города Юрятина из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» является именно Пермь.

В Перми Клавдия Александровна жила по адресу ул. Мира 118, кв. 61 вместе со своим сыном Валентином, его женой Феней и пятерыми внуками: Александром (30.05. 1945-18. 03. 2021), Владимиром (1947 г.р.), Анатолием (1949 г.р.), Юрием (1951-27. 11. 1984) и Виктором (1953-18. 07. 2013).

Клавдия Александровна Человек с большой буквы. Она всю душу вложила в своих внуков. Ее внуки и правнуки вспоминают, что она, зная наизусть множество стихов, приучала их к стихам, прививала любовь к чтению книг. Клавдия Александровна в совершенстве владела несколькими иностранными языками и читала французские романы на языке оригинала.

50 лет проработала Клавдия Александровна педагогом: преподавала русский язык и литературу, была завучем и директором школы, работала инспектором Районного Отдела Народного Образования, была директором детского дома. И до конца своей жизни получала Клавдия Александровна письма от своих благодарных учеников.

Но лучше всего о Клавдии Александровне могут рассказать её письма к двоюродной сестре Таисии Михайловне Рудольской (Архангельской).

01.01. 1969 г.: «Милая Таичка, смотри, как на наших глазах изменилась жизнь! Разве мы в детстве имели представление о кино, радио, телевидении, об авиации и о космонавтике. Взять последнее космическое путешествие наших 4-х славных космонавтов, которое мы наблюдали по телевизору. Скоро откроется прямое сообщение с планетами Венерой, Марсом и др.. Уже появилась первая космическая станция. Наши внуки и правнуки будут свидетелями, а, может быть, и участниками таких космических полётов. Как быстро движется вперед наука и техника!»
21. 04. 1969 г.: «Наступила прекрасная, вечно новая весна. Теперь у всех, даже у стариков, поднимается настроение, и так хочется подольше быть на свежем воздухе. Я гуляю теперь ежедневно. Несколько раз ездила на трамвае на Каму. Она уже очистилась ото льда. На ближние пристани уже ходят маленькие пароходики, речные трамваи, а на дальнее расстояние большие пароходы будут ходить только после первого мая. Ах, какая красивая Кама! Какой там чудесный воздух! … Вчера получили последнее письмо от внука Вовы. Он пишет, что в начале мая демобилизуется и приедет домой. Мы с нетерпением ждём его. К его приезду у нас в комнатах уже расцвели розы, кленок и компанулла. Я очень люблю цветы. Клумбы под нашими окнами уже оттаяли от снега, а засаживать цветами я буду их в конце мая».
03. 12. 1969 г.: «Я по-прежнему люблю и театр, и кино, и литературу. Каждую свободную минуту читаю. По вечерам смотрю интересные вещи по телевизору. Ложусь спать в 12 – 1 час ночи, а встаю в 6 — 6 ч. 30 мин. утра. Бужу ребят, кому нужно на работу, кому в школу. Провожу их, и, пока спят Валя и Феня, опять читаю… Летом к нам приезжал в поощрительный отпуск наш пограничник Толя. Он задержал и доставил на пограничную заставу нарушителя границы, был ранен, лежал в госпитале.
Получил благодарность от начальства, звание сержанта и отпуск к родителям на 17 дней. Это было так неожиданно и для него, и для нас».
21. 01. 1970 г.: «Наши молодцы — Вова, Юра и Витя — хотя уже и не дети, устроили дома красивую ёлку. Когда они были маленькие, я устраивала им ёлки каждый год, а теперь они сами принесли и украсили ёлку, а меня только пригласили полюбоваться на неё: «Посмотри, бабуся, какая красивая!» Я говорю: «Ну, теперь осталось вам только петь и плясать вокруг ёлки!» А они говорят: «Иди и ты с нами, без тебя мы не умеем!» В шутку попрыгали вокруг ёлки, и все стали собираться на встречу Нового года… Дома остались только я и Витя. В 12 часов мы поздравили друг друга с Новым годом и выпили по стопочке лимонада. Зато на другой день 1 – го января, все собрались дома. Устроили пельмени, было вино, закуска, торт, яблоки и др. угощение. К ребятам пришли друзья, были и девушки. Всем было весело: говорили тосты, потом пели песни, много шутили и танцевали под баян. Валя хорошо играет на баяне, он окончил московскую школу баянистов на отлично. Из Мензелинска мы получили новогоднее поздравление. Оля (родная сестра К.А.) пишет, что Володя хорошо поправляется. И не только ходит по комнатам, но даже ходил в церковь. Я очень рада за него».
Сентябрь 1970 г.: «Наконец-то я вернулась из своего затянувшегося путешествия, и не нарадуюсь, что я дома. Видимо правильна пословица «В гостях хорошо, а дома лучше!» Была я в трёх местах: у Володи с Олей в Мензелинске, у своей подруги детства, учительницы-пенсионерки, в Чистополе и у своих друзей по работе, учителей, в Морд-Багане… Я здорова, чувствую себя хорошо, отдохнула и с удовольствием занимаюсь своими повседневными делами».
11.11.1970 г.: «В день моего рождения 6 ноября мне преподнесли огромный торт с чудесными белыми, розовыми и жёлтыми розами, и на шоколадной пластинке надпись белым кремом «С Днём Рождения!» Вообще в этот день я получила много подарков от своих детей и внуков, а Шурик прислал из Рудного поздравительную телеграмму… Ну вот, милая Тая, и опять наступила зима, 79 зима моей жизни. Как промелькнула моя жизнь, я даже не заметила. Много было хорошего, но немало и тяжелого пришлось мне пережить… но бодрости я не теряю: по-прежнему хожу за продуктами по магазинам, убираю квартиру, готовлю на всех питание, починяю и шью, когда что надо, глажу бельё (стираем мы на машинке). Остаётся время и для чтения, а по вечерам сижу у телевизора. В общем можно сказать, что я вполне здорова».
Май 1971 г.: «Долгая холодная зима прошла. Опять ярко светит солнце, тепло, снега нет и в помине, на дворе май, а кому грустно в мае? Появились цветочки. У меня на столе стоит букет подснежников. Взглянешь на них и сердце радуется. За окном весело бегают и шумят чьи-то ребятишки. Всем хорошо, радостно!»
21. 01. 1972 г.: «…Остаток жизни хочется провести бодро, приносить пользу, конечно, уже не обществу, как раньше, а хотя бы своей семье. А пока живу — не тужу…»
08. 05. 1972 г.: «…Но ведь я никогда днём не ложусь. Если найду свободное время — читаю. Я по-прежнему хожу по магазинам, готовлю на всех питание и вообще делаю все, что нужно по хозяйству. В свободное время или читаю, или смотрю передачи по телевизору. Конечно, не пропускаю последних известий и «Клуб кинопутешествий»…
Вот и опять наступила весна. Скоро буду устраивать свои цветочные клумбы. Я очень люблю цветы! Ты, Таичка, не унывай, не падай духом. Ведь и в нашей стариковской жизни есть много интересного. Будь всегда бодра, с хорошим настроением. Ведь мы не даром прожили на свете, а приносили пользу своему народу, и мне до сих пор еще пишут письма мои бывшие ученики».

P. S. Пути Господни неисповедимы. В 1955 году в город Бийск, теперь уже Алтайского края, приехала Таисия Михайловна Архангельская (Рудольская), сестра Клавдии Александровны, адресат её писем. В Бийск перевели по службе её сына Архангельского Вадима Вячеславовича, тогда майора Советской Армии, и Таисия Михайловна до конца своей жизни жила в Бийске. По странному совпадению военный городок был расположен на территории бывшей Алтайской духовной миссии. А дети Вадима Вячеславовича учились в здании бывшей церковно-приходской школы.

СТАРЫЙ БИЙСК В ОТКРЫТКАХ И ФОТОГРАФИЯХ

Бийск. Общий вид

Бийск. Вид на центральную часть города с колокольни Успенского собора

Николаевская женская гимназия г. Бийск, в которой преподавала
с 1912 по 1916 г. Рудольская Клавдия Александровна

Троицкий собор г. Бийск

Успенская церковь г. Бийск

Бийск. Успенская улица

Архиерейское подворье г. Бийск

Тихвинский женский монастырь г. Бийск, 1914 год


Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>