Бабаева Елена Владиславовна
Бабаева Елена. Детство
Бабаева Елена. Мои поиски
Рудольские. Большой Порек
Владислав Николаевич Рудольский
Констанция Николаевна Рудольская
Мама -Валентина Филипповна Рудольская
Родители. Большая Мартыновка
Мамины Фотографии
Ушедшая страна детства
Неожиданное начало взрослой жизни
Студенчество – счастливая пора
Первое замужество
СЕМЬЯ
Клавдия Александровна (6|19 ноябрь 1891-1979) родилась в семье священника Рудольского Александра Ивановича (1856-1922 г.г.) и его жены Рудольской (Миролюбовой) Анны Гавриловны (1857-1927 г.г.). |
Александр Иванович и Анна Гавриловна с сыновьями
Леонидом и Владимиром. ~1888 год г. Казань
Александр Иванович Рудольский окончил в 1879 году курс Казанской духовной семинарии, в том же году женился на Миролюбовой Анне Гавриловне, дочери священника Гаврилы Платоновича Миролюбова, и был рукоположен в священника Архангельской церкви села Кульги Лаишевского уезда Казанской губернии. Александр Иванович был потомком огромного священнического рода Рудольских.
В семье Александра Ивановича и Анны Гавриловны было семеро детей: 1. Леонид 1884 г.р., 2. Владимир 1887 г.р., 3. Николай 1889 г.р., 4. Клавдия 1891 г.р., 5. Ольга 1893 г.р., 6. Сергей 1897 г.р. и 7. Александр 1900 г.р.
1. Леонид Александрович Рудольский. В 1907 г. окончил Казанскую духовную семинарию. С 1908 по 1909 г.- законоучитель Ново-Шешминского земского училища. Фото: 1907 год. Казань |
2. Владимир Александрович Рудольский. В 1905 году закончил 4 класс Чистопольского духовного училища. С 09.02.1906 года псаломщик церкви пригорода Ново-Шешминска. |
3. Николай Александрович Рудольский. 27.09.1912 г. бывший воспитанник Духовной семинарии определен псаломщиком в село Отарку, Мамадышского уезда. 10.12.1913 определен на диаконовскую вакансию в храм в с. Большой Порек. |
5. Ольга Александровна Рудольская. Обучалась в Казанском окружном женском духовном училище. Работала учительницей в селе Никиткино Чистопольского уезда. Фото ~1910(12) года г. Москва |
6. Сергей Александрович Рудольский закончил Чистопольсоке духовное училище, в 1917 году закончил 5-ый класс и переведен в 6-ой Казанской духовной семинарии. Далее ничего о его судьбе не известно. |
7. Александр Александрович Рудольский закончил 1-й класс Чистопольского мужского духовного училища. Далее ничего о его судьбе не известно. |
Семьи сельских священников были, как правило, многодетными и имели скромный материальный достаток. В одном из писем Клавдия Александровна писала своей двоюродной сестре Таисии Михайловне: «Ты помнишь, Тая, как много трудились наши мамы, обременённые большими семьями!»
Отец Клавдии Александровны Рудольский Александр Иванович был человеком незаурядным. Об этом говорит множество наград, полученных им в разные годы жизни «за выдающиеся труды по народному образованию и преподаванию Закона Божия» в Мокшинском начальном училище, Шутнеровском земском училище, Чистопольской земской школе и Новошешминском земском училище. Он был следователем по 2-му благочинному округу Чистопольского уезда и попечителем Старо-Мокшинского земского училища. В 1910 году Александр Иванович Рудольский «получал жалования от казны 300 руб. в год, по должности законоучителя в местной школе 60 руб., кружечного дохода 300 руб., от земли и хлебных сборов 90 руб. Жили в собственном доме на церковной земле».
Александр Иванович был очень дружен со своим родным братом, священником Михаилом Ивановичем Рудольским. Они часто бывали друг у друга в гостях, хотя и жили временами не очень близко друг от друга. Их дети уже в зрелые годы вспоминают в своих письмах совместные походы на рыбалку, за грибами и ягодами. До конца своей жизни они поддерживали отношения друг с другом, регулярно обмениваясь письмами. Отсутствие письма в течение месяца считалось у них обстоятельством, вызывающим беспокойство.
УЧЕНИЕ
В 1901 году Клавдия Александровна поступила в Казанское Окружное женское училище духовного ведомства (также известно как Казанское училище для девиц духовного звания) и обучалась на содержании отца. Из истории училища: открыто в 1853 году в соответствии с Указом императора Николая I от 1852 года об открытии в России 10 окружных училищ для девочек из семей духовенства на капитал графини Браницкой.
В отличие от епархиальных училищ, находившихся под управлением епархиальных архиереев, женские училища Духовного ведомства состояли под патронатом императрицы или цесаревны. В годы учебы Клавдии Александровны училище находилось под покровительством императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III, что ко многому обязывало его руководство: императрица посещала cвои подшефные учреждения, присутствовала на экзаменах, могла и пообедать с воспитанницами. В Казанское окружное женское училище принимались только дочери священников трех епархий — Казанской, Вятской и Пермской. Дочери дьяконов и причетников в это училище не принимались. Училище размещалось первоначально в доме баронессы Депрейс (ныне ул. Фукса, 11). В 1872-1873 гг. на деньги, пожертвованные купцом Д.А. Черкасовым, здание было перестроено и расширено, к нему была пристроена домовая Введенская церковь.
Казанское Окружное женское училище до перестройки (1872-1873г.)
Современный вид здания (по центру – пристрой,
в котором находилась церковь)
В настоящее время “Здание женского духовного училища, первая половина ХIХ века”, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Карла Фукса (ранее Поперечно-Покровская) /Бехтерева, д.11/6 является объектом охраны культурного наследия.
Начальницей Казанского окружного женского училища (с 1874 по 1914 годы) была Анастасия Евгеньевна Стройкова, дворянка, выпускница Родионовского института благородных девиц, человек исключительно образованный и преданный детям. Училище было с шестилетним сроком обучения, в него принимали девочек девяти лет по окончании начальной школы или с домашним образованием. Прием осуществлялся по конкурсу, который всегда был большим, а отбор — строгим.
В училище преподавались дисциплины: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, арифметику, геометрию, географию, церковную историю, гражданскую историю, физику, педагогику, церковное пение, рукоделие, хозяйство. Более глубоко в училище преподавали рукоделие и предметы эстетического профиля. Очень серьёзно было поставлено обучение учениц правилам этикета. Обычно в день было от трёх до пяти уроков, в зависимости от возраста учениц. Преподавали в старших классах выпускники духовных академий и университетов. В конце 1860-х годов в училище был открыт седьмой педагогический класс, и большинство воспитанниц его заканчивало. В начале 1870-х годов ввели курс педагогики по программе выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского. Курс читался в течение двух лет в старших классах. Большинство выпускниц училища работали учительницами и составляли лучшую часть преподавателей земских и церковно-приходских школ.
Клавдия Александровна закончила училище в 1908 году. В 1910 году она является студенткой Московских педагогических курсов по специальности русский язык и литература. Эти курсы носили название «Тихомировских», поскольку одним из их организаторов был выдающийся русский педагог Д.И. Тихомиров. Слушатели курсов очень высоко ценили полученные там знания, называя их «уроками ваяния души человеческой», а в адресе, который благодарные слушатели поднесли Д. И. Тихомирову, отмечалось: «Воображение нарисовало нам могучий образ нашего вождя-педагога… Перед нами — идеалист – наставник, великий учитель – практик, просвещённый друг народа, друг и брат народного учителя. Вы влили в нас горячую любовь к детям, юношескую бодрость и твёрдую уверенность в себе». К проведению теоретических и практических занятий на курсах привлекались лучшие педагоги и методисты русской педагогической школы. В разные годы там преподавали философ Владимир Соловьев и историк академик Василий Ключевский.
В 1912 году в Москву, с целью набора преподавателей гимназии, приехала директриса Бийской Николаевской гимназии госпожа Арская. Ей понравилась Клавдия Александровна и она пригласила её в свою гимназию в качестве преподавателя русского языка и литературы. Чтобы отправиться работать из Москвы в далёкий и, практически неизвестный тогда, сибирский городок, надо было обладать не только смелым характером и определённой долей авантюризма, но и большим желанием нести свет полученных знаний сибирским детям. Железная дорога от Ново-Николаевска (ныне Новосибирск) до Бийска была введена только в 1915 году, а пока туда надо было добираться на перекладных — конными экипажами по грунтовым дорогам. Видимо, Клавдия Александровна понравилась госпоже Арской не только основательными знаниями и блестящим гуманитарным образованием, но и своими человеческими качествами, потому, что она пригласила молодую учительницу жить в своем доме.
У нас есть возможность познакомиться с темами сочинений, которые предлагала своим ученицам Клавдия Александровна и задуматься о том, какими воспитывали детей в начале ХХ века:
для детей 12-13 лет:
- Замирание нашего сада осенью.
- Река в лунную ночь.
- Лес в лучшую свою пору.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
- Дедушкин садик.
для младших классов:
- О том, что видела птичка в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нём сада.
- Великаны и пигмеи лесного царства.
для старших гимназистов:
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном
богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
БИЙСК
А что же представлял собой город Бийск, входивший в то время в Томскую губернию? Вот как описывается Бийск в 1879 году: «Это небольшой сибирский городок, имеющий 6 улиц, состоящих преимущественно из низеньких деревянных домиков. Каменных домов только пять. В городе две каменных церкви, одна – только
что оконченный собор. Город расположен на правом, низменном берегу реки Бии, под высоким крутым яром. В 1879 г. в Бийске насчитывалось 6400 жителей и 1100 строений».
Летом 1903 года в Бийске побывал американский альпинист Сэмюэль Тернер. Вот что он писал о Бийске: «Купола двух церквей, горящих на солнце, придают привлекательность деревянным домишкам, из которых состоит город. Архитектура города, принимая во внимание его отдаленность от центра, довольно привлекательна. Бийск — симпатичный город и большой торговый центр». Свое описание Тернер заканчивает словами: «Бийск — элегантный город, где отличная пища и относительный комфорт заставили нас забыть о невзгодах». Такое восторженное описание Бийска объясняется тем, что путешествие в горы для Тернера и его спутников оказалось исключительно трудным и полным опасностей для жизни, поэтому, после всех испытаний, Бийск показался им центром цивилизации и средоточием комфорта.
На рубеже XIX – XX вв. Бийск становится центром большой торговли шерстью, чаем и мехами с Китаем и Монголией, а также очагом православной культуры в Алтайском регионе. Его население насчитывает уже более 20 тысяч человек. С 1880 года Бийск является административным центром Алтайской духовной миссии. В Бийске находилось единственное в Сибири миссионерское катехизаторское училище, которое готовило «чтецов, миссионерских сотрудников, учителей и духовенство среди алтайцев», а также — архив миссии и богатая церковная библиотека. Духовные столпы миссии — преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), будущий митрополит Московский, трудились, неся свет православной веры алтайцам. Оба широко известные русские святые.
Архитектура Бийска начала XX века была типична для купеческого города того времени. В основном это деревянная жилая застройка. Центр города выделялся культовыми и общественными зданиями. Улицы в центре города были застроены 2-х этажными зданиями из красного кирпича, фасады которых отличались богатой и разнообразной отделкой. Некоторые здания были построены в стиле «Модерн». В Бийске было 17 соборов и церквей, 8 часовен. Памятниками православной культуры являлись кафедральный Троицкий собор, Успенский собор, Бийское архиерейское подворье и Бийский Тихвинский женский монастырь. Улицы центра города были широкими, некоторые имели каменное мощение.
А вот некоторые из бийских событий того времени.
В 1913 году в Бийске прошли праздничные торжества, посвященные 300 летнему юбилею дома Романовых. В 1914 году состоялась закладка вокзала на станции Бийск Алтайской железной дороги. В 1915 году Бийск посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский).
Первым туристическим путеводителем по Алтаю была изданная в 1911 году книга «Пути по Русскому Алтаю», которая содержала все необходимые сведения об алтайских туристических маршрутах и необходимом снаряжении. Маршруты из Бийска, пролегали к Телецкому озеру, в Чемал, на Коргонские яшмовые и порфиритовые каменоломни, в Уймонскую котловину. Большая часть маршрутов была конной, и Сапожников, автор путеводителя, пишет: «Езда на хорошем коне с ночёвками на пёстром горном лугу или под густыми кедрами, с видами на клокочущий поток или на снежные вершины даёт особо бодрое и весёлое самочувствие. Лучшим доказательством этого служит то, что в последние годы глубоко в Алтай решаются проникать и дамы, не имевшие большой привычки к верховой езде».
В конце XIX века во всем мире огромную популярность приобрела система водолечения, разработанная немецким врачом и священником Себастьяном Кнейпом. Новое увлечение достигло и Алтая. Один из самых первых оздоровительных и познавательных маршрутов пролегал из Белокурихи через село Топольное в деревню Чёрный Ануй. Это было своего рода комплексное лечебно-оздоровительное путешествие. «Сначала господа туристы принимали лечебные водные и грязевые процедуры в селе Новая Белокуриха, потом — ванны из пантовой «варочной воды» в небольшом маральнике у села Топольное, затем их везли на кумысную ферму в Чёрном Ануе, где потчевали целительным кумысом».
Издатель выходящей в Бийске газеты «Алтай» П. В. Орнатский в 1912 году совершил путешествие по этому маршруту и позже писал, что «…за неделю этого протяжённого вояжа я загорел, похудел, чувствую себя изрядно помолодевшим и энергичным. Самым полезным приобретением своего здоровья полагаю принятые мною ванны из «варочной воды» мараловых пантов и курс лечения кумысом в Чёрном Ануе. Сил от целебных процедур прибавилось на целый год и впечатлений от тамошних красот в избытке». Горный инженер Александр Щербинский в 1909 году писал из Бийска своему другу в Тверь: «Поездки на Алтай вызваны не только насущной потребностью в отдыхе и лечении, а ещё и позывом души почерпнуть скрытый дух этих гор и насытиться их силой. Эта потребность входит в обыкновение всех, впервые попавших в эти дивные места. Приезжайте к нам в горы, друг мой! Алтайские красоты восхитительны в любую пору года, и, если прочувствовать их, они станут врачевателями вашей души и тела. Вы непременно исцелитесь, если «заболеете» Алтаем!»
Трудно себе представить, чтобы вся эта экзотика обошла стороной Клавдию Александровну, человека любознательного и жизнелюбивого. Она наверняка принимала участие в этих целительных вояжах. Клавдия Александровна часто рассказывала детям и внукам и о своём участии в серьёзных конных экспедициях по Алтаю. Она поднималась на знаменитую и очень коварную гору Белуху и доходила с конной экспедицией до Монголии. О том, как трудны и опасны для жизни были в то время путешествия по Горному Алтаю, мы уже знаем от американского альпиниста Тернера. А Клавдия Александровна рассказывала, как, проснувшись однажды в палатке, она ощутила у себя на груди что-то холодное. Это была свернувшаяся в клубок змея! Как удалось Клавдии Александровне договориться со змеёй, нам неизвестно, но, слава Богу, она осталась жива.
Из Бийска в родные края Клавдия Александровна вернулась, вероятно, в 1916 году, но до конца своей жизни с любовью вспоминала Алтай. По возвращении с Алтая Клавдия Александровна жила в Казани и занималась преподавательской деятельностью.
ПОСЛЕ 1917 г.
Наступил трагический 1917 год. Революция и гражданская война, принесшие нашему народу неисчислимые бедствия, не обошли стороной и священническую семью Клавдии Александровны: был репрессирован и сослан в лагеря её родной брат священник Владимир. Другой её родной брат дьякон Николай был мобилизован в армию Колчака и пропал без вести, оставив дома жену с двумя крошечными детьми на руках. Самый старший из ее родных братьев священник Леонид вместе с женой и сыном покидает родной город Воткинск и возвращается в него лишь в 1922 году. После революции Клавдия Александровна работала в системе Народного Комиссариата Просвещения. По работе ей приходилось встречаться с Надеждой Константиновной Крупской, женой В. И. Ленина.
В 1922 году Клавдия Александровна вышла замуж за своего земляка, Зиновьева Пармена Дмитриевича. Пармен Дмитриевич 1886 года рождения, работал бухгалтером главного управления Казанской железной дороги. В 1924 году них родился сын Валентин.
Массовые политические репрессии не только против инакомыслящих, но и против всех неугодных, начались с захвата власти большевиками и не прекращались все годы советской власти. Первый пик репрессий пришёлся на годы насильственной коллективизации сельского хозяйства. Однако с назначения Н. Ежова на пост главы НКВД в июле 1937 года, начинается период наиболее массовых репрессий, так называемый «Большой террор». Только по «Сталинским расстрельным спискам» в 1937 — 1938 гг. было осуждено 43 768 человек, почти все они были расстреляны. В 1937 году муж Клавдии Александровны Зиновьев Пармен Дмитриевич был арестован, осужден по статье 58-10 и приговорен к расстрелу. 14. 01. 1938 года приговор был приведен в исполнение.
Чтобы выжить, Клавдии Александровне пришлось взять свою девичью фамилию Рудольская. 30 декабря 1971 года Зиновьев Пармен Дмитриевич был посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления», ему вернули доброе имя и награды. Сын Клавдии Александровны Валентин рассказывал, что после ареста отца они вынуждены были каждые 5 лет менять место жительства.
Началась Великая Отечественная война. 7 сентября 1942 года Валентин Рудольский добровольцем ушёл на фронт. Ему только что исполнилось 18 лет, и он попал в действующую армию в один из самых напряженных периодов Великой Отечественной Войны. Валентин служил в артиллерии, был трижды ранен, находился на излечении в госпиталях. 8 мая 1944 года из-за тяжелейшего ранения он был признан непригодным к службе и демобилизован. Валентин Парменович Рудольский награжден медалью «За победу над Германией».
Известно, что Клавдия Александровна и Валентин в разные годы жили в селе Мордовская Багана Чистопольского района и в районном центре Алексеевское, Татарской ССР. Последние три десятилетия своей жизни Клавдия Александровна с семьёй сына прожила в городе Пермь. Интересно, ведь существует мнение, что прообразом города Юрятина из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» является именно Пермь.
В Перми Клавдия Александровна жила по адресу ул. Мира 118, кв. 61 вместе со своим сыном Валентином, его женой Феней и пятерыми внуками: Александром (30.05. 1945-18. 03. 2021), Владимиром (1947 г.р.), Анатолием (1949 г.р.), Юрием (1951-27. 11. 1984) и Виктором (1953-18. 07. 2013).
Клавдия Александровна Человек с большой буквы. Она всю душу вложила в своих внуков. Ее внуки и правнуки вспоминают, что она, зная наизусть множество стихов, приучала их к стихам, прививала любовь к чтению книг. Клавдия Александровна в совершенстве владела несколькими иностранными языками и читала французские романы на языке оригинала.
50 лет проработала Клавдия Александровна педагогом: преподавала русский язык и литературу, была завучем и директором школы, работала инспектором Районного Отдела Народного Образования, была директором детского дома. И до конца своей жизни получала Клавдия Александровна письма от своих благодарных учеников.
Но лучше всего о Клавдии Александровне могут рассказать её письма к двоюродной сестре Таисии Михайловне Рудольской (Архангельской).
01.01. 1969 г.: «Милая Таичка, смотри, как на наших глазах изменилась жизнь! Разве мы в детстве имели представление о кино, радио, телевидении, об авиации и о космонавтике. Взять последнее космическое путешествие наших 4-х славных космонавтов, которое мы наблюдали по телевизору. Скоро откроется прямое сообщение с планетами Венерой, Марсом и др.. Уже появилась первая космическая станция. Наши внуки и правнуки будут свидетелями, а, может быть, и участниками таких космических полётов. Как быстро движется вперед наука и техника!»
21. 04. 1969 г.: «Наступила прекрасная, вечно новая весна. Теперь у всех, даже у стариков, поднимается настроение, и так хочется подольше быть на свежем воздухе. Я гуляю теперь ежедневно. Несколько раз ездила на трамвае на Каму. Она уже очистилась ото льда. На ближние пристани уже ходят маленькие пароходики, речные трамваи, а на дальнее расстояние большие пароходы будут ходить только после первого мая. Ах, какая красивая Кама! Какой там чудесный воздух! … Вчера получили последнее письмо от внука Вовы. Он пишет, что в начале мая демобилизуется и приедет домой. Мы с нетерпением ждём его. К его приезду у нас в комнатах уже расцвели розы, кленок и компанулла. Я очень люблю цветы. Клумбы под нашими окнами уже оттаяли от снега, а засаживать цветами я буду их в конце мая».
03. 12. 1969 г.: «Я по-прежнему люблю и театр, и кино, и литературу. Каждую свободную минуту читаю. По вечерам смотрю интересные вещи по телевизору. Ложусь спать в 12 – 1 час ночи, а встаю в 6 — 6 ч. 30 мин. утра. Бужу ребят, кому нужно на работу, кому в школу. Провожу их, и, пока спят Валя и Феня, опять читаю… Летом к нам приезжал в поощрительный отпуск наш пограничник Толя. Он задержал и доставил на пограничную заставу нарушителя границы, был ранен, лежал в госпитале.
Получил благодарность от начальства, звание сержанта и отпуск к родителям на 17 дней. Это было так неожиданно и для него, и для нас».
21. 01. 1970 г.: «Наши молодцы — Вова, Юра и Витя — хотя уже и не дети, устроили дома красивую ёлку. Когда они были маленькие, я устраивала им ёлки каждый год, а теперь они сами принесли и украсили ёлку, а меня только пригласили полюбоваться на неё: «Посмотри, бабуся, какая красивая!» Я говорю: «Ну, теперь осталось вам только петь и плясать вокруг ёлки!» А они говорят: «Иди и ты с нами, без тебя мы не умеем!» В шутку попрыгали вокруг ёлки, и все стали собираться на встречу Нового года… Дома остались только я и Витя. В 12 часов мы поздравили друг друга с Новым годом и выпили по стопочке лимонада. Зато на другой день 1 – го января, все собрались дома. Устроили пельмени, было вино, закуска, торт, яблоки и др. угощение. К ребятам пришли друзья, были и девушки. Всем было весело: говорили тосты, потом пели песни, много шутили и танцевали под баян. Валя хорошо играет на баяне, он окончил московскую школу баянистов на отлично. Из Мензелинска мы получили новогоднее поздравление. Оля (родная сестра К.А.) пишет, что Володя хорошо поправляется. И не только ходит по комнатам, но даже ходил в церковь. Я очень рада за него».
Сентябрь 1970 г.: «Наконец-то я вернулась из своего затянувшегося путешествия, и не нарадуюсь, что я дома. Видимо правильна пословица «В гостях хорошо, а дома лучше!» Была я в трёх местах: у Володи с Олей в Мензелинске, у своей подруги детства, учительницы-пенсионерки, в Чистополе и у своих друзей по работе, учителей, в Морд-Багане… Я здорова, чувствую себя хорошо, отдохнула и с удовольствием занимаюсь своими повседневными делами».
11.11.1970 г.: «В день моего рождения 6 ноября мне преподнесли огромный торт с чудесными белыми, розовыми и жёлтыми розами, и на шоколадной пластинке надпись белым кремом «С Днём Рождения!» Вообще в этот день я получила много подарков от своих детей и внуков, а Шурик прислал из Рудного поздравительную телеграмму… Ну вот, милая Тая, и опять наступила зима, 79 зима моей жизни. Как промелькнула моя жизнь, я даже не заметила. Много было хорошего, но немало и тяжелого пришлось мне пережить… но бодрости я не теряю: по-прежнему хожу за продуктами по магазинам, убираю квартиру, готовлю на всех питание, починяю и шью, когда что надо, глажу бельё (стираем мы на машинке). Остаётся время и для чтения, а по вечерам сижу у телевизора. В общем можно сказать, что я вполне здорова».
Май 1971 г.: «Долгая холодная зима прошла. Опять ярко светит солнце, тепло, снега нет и в помине, на дворе май, а кому грустно в мае? Появились цветочки. У меня на столе стоит букет подснежников. Взглянешь на них и сердце радуется. За окном весело бегают и шумят чьи-то ребятишки. Всем хорошо, радостно!»
21. 01. 1972 г.: «…Остаток жизни хочется провести бодро, приносить пользу, конечно, уже не обществу, как раньше, а хотя бы своей семье. А пока живу — не тужу…»
08. 05. 1972 г.: «…Но ведь я никогда днём не ложусь. Если найду свободное время — читаю. Я по-прежнему хожу по магазинам, готовлю на всех питание и вообще делаю все, что нужно по хозяйству. В свободное время или читаю, или смотрю передачи по телевизору. Конечно, не пропускаю последних известий и «Клуб кинопутешествий»…
Вот и опять наступила весна. Скоро буду устраивать свои цветочные клумбы. Я очень люблю цветы! Ты, Таичка, не унывай, не падай духом. Ведь и в нашей стариковской жизни есть много интересного. Будь всегда бодра, с хорошим настроением. Ведь мы не даром прожили на свете, а приносили пользу своему народу, и мне до сих пор еще пишут письма мои бывшие ученики».
P. S. Пути Господни неисповедимы. В 1955 году в город Бийск, теперь уже Алтайского края, приехала Таисия Михайловна Архангельская (Рудольская), сестра Клавдии Александровны, адресат её писем. В Бийск перевели по службе её сына Архангельского Вадима Вячеславовича, тогда майора Советской Армии, и Таисия Михайловна до конца своей жизни жила в Бийске. По странному совпадению военный городок был расположен на территории бывшей Алтайской духовной миссии. А дети Вадима Вячеславовича учились в здании бывшей церковно-приходской школы.
СТАРЫЙ БИЙСК В ОТКРЫТКАХ И ФОТОГРАФИЯХ
Бийск. Общий вид
Бийск. Вид на центральную часть города с колокольни Успенского собора
Николаевская женская гимназия г. Бийск, в которой преподавала
с 1912 по 1916 г. Рудольская Клавдия Александровна
Троицкий собор г. Бийск
Успенская церковь г. Бийск
Бийск. Успенская улица
Архиерейское подворье г. Бийск
Тихвинский женский монастырь г. Бийск, 1914 год