© 2016 galina kubasovi_kluchischi_1

Кубасовы- священно церковнослужители Казанской губернии

Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым

Село Кощаково Казанского уезда Казанской губернии.
Священники:
Смирнов Василий Васильевич (27 апреля 1896 г. – после 1915 г.)
Азановский Евгений Антоньевич (20 июля 1892 – 20 февраля 1896 гг.)
Теплов Михаил Павлов (20 апреля 1883 г. – 10 апреля 1892 г.)
Четаев Виктор Петрович (28 апреля 1881 г. – 3 апреля 1883 г.)
Померанцев Иван Иванович (11 октября 1880 г. – 23 февраля 1881 г.)
Нечаев Николай Александрович (6 сентября 1878 г. – 28 августа 1880 г.)
Заболотский Петр Михайлович (1875 г. – 1878 г.)
Троицкий Василий Григорьевич (23 февраля 1872 г. – 7 марта 1875 г.)
Кубасов Петр Яковлев (23 декабря 1868 г. – февраль 1872 г.)
Церковно служители села Кощаково:
Алфеев Евлампий Дмитриевич (25 апреля 1883 г. – 22 ноября 1913 г.)
Кремков Гавриил Николаев (25 сентября 1879 г. – 29 апреля 1883 г.)
Тихоплесский Григорий Иванов (14 октября 1867 г. – сентябрь 1879 г.)
Рябинский Василий Павлов (14 марта 1869 г. – ?)
Кубасов Александр Яковлев (10 августа 1845 г. - 9 ноября 1865 г.)

———————————————————————————————
На сей раз представляем сразу двух братьев Кубасовых, служивших в церкви с. Кощаково в разные годы: старший брат Петр Яковлев – в сане священника, младший Александр Яковлев – пономарем.

Первое поколение
Священник Иван Семенов

В Ревизской сказке с. Урахчи Лаишевского уезда [1] за 1811 г. указан в священниках Иван Семенов (1745 г.р.), по последней Ревизии (1795 г.) писан он был в с. Корноухово священником, в 1803 г. помер. В семействе у него жена Анна Иванова (умерла 14 июня 1831 г. в возрасте 83 лет в с. Ключищи), дети: Евграф, Яков, Пелагея. Сын Яков в 1809 г. определен в с. Ключище в дьячка.

Владимирская церковь с. Урахча Рыбно-Слободской р-он РТ. 1960-е г.

Второе поколение
Яков Иванов Кубасов

Из Ревизской сказки с. Ключищи Свияжского уезда [2] за 1811 г. узнаем, что Яков Иванов родился в с. Урахча Лаишевского уезда в 1792 г. Отцом его был местный священник Иван Семенов. По причине малолетства, было Якову в 1795 г. (на 5-ю Ревизию) всего-то 3 года, состоял он при отце праздным. В 1806 г. мая 13 дня по окончании Казанской духовной семинарии был посвящен в стихарь и определен дьячком в с. Серда Лаишевского уезда [3]. 26 марта 1809 г. перемещен дьячком же к церкви с. Ключищи. Рано начал службу Яков Иванов Кубасов, в неполные 17 лет.

Церковь с. Серда Атнинский р-он РТ. 1960-е годы

В 1835 г. в семействе у него жена Матрена Степанова 42 лет (1793 г.р.), дети: Петр Кубасов 14 лет (1821 г.р.), обучается в Свияжском духовном училище, Александр Кубасов 10 лет (1825 г.р.).

Нашлась метрическая запись о рождении в 1812 г. у дьячка с. Ключищи Якова Иванова 26 января (30 января крещена) дочери Марии. В восприемниках: с. Ташевки Свияжского уезда дьячковская дочь девица Анна Степанова, крестил священник Семион Чернышев и пономарь Климентий Васильев.
Первенец – дочь Мария впоследствии вышла замуж за дьячка Николо-Ляпуновской церкви г. Казани Алексея Иосипова. А восприемница Анна Степанова оказалась родной сестрой жены Якова Кубасова Матрены Степановой.
Долгую жизнь прожил Яков Иванов. Уволенный от службы по слабости здоровья в 1855 г., в 1870 он живет на содержании пономаря Аменицкого в с. Ключищи. Упокоился же заштатный пономарь 24 марта 1871 г. в возрасте 92 лет в г. Тетюши.

Предтеченская церковь с. Ключищи Верхнеуслонский р-он РТ

Родители жены Якова Иванова Кубасова

По Ревизии с. Ташевки Свияжского уезда [4] за 1795 г. в Покровской церкви служит дьячком Петр Матвеев 55 лет (1740 г.р.). У него жена Татьяна Иванова 55 лет (1740 г.р.) и дети: Тихон 22 лет (1773 г.р.) состоит пономарем в одной из церквей г. Казани; Яким 21 года (1774 г.р.) служит дьячком в церкви с. Моркваши Свияжского уезда; Павел 15 лет (1780 г.р.) при отце и дочь Марина 19 лет (1776 г.р.).  Его же дьячка Петра Матвеева уволенный по билету Консистории в 1788 г., на пропитании за увечностью в Спасское духовное правление село Никифорово [5] дьячек Степан Петров 29 лет (1766 г.р.), где и писан был в 4-ю ревизию (в 1782 г.). В семействе Степана Петрова жена Апфия Афанасьева 28 лет (1767 г.р.), в бывшую ревизию писана была в г. Мамадыш при отце, священнике Афанасии Иванове; дети их Матрена 4 лет (1791 г.р.) и Анна 3 лет (1792 г.р.). Таким образом, у Матрены Степановой известны по отцовской линии дед-дьячок Петр Матвеев и отец-дьячок Степан Петров; по материнской линии – отец-священник Афанасий Иванов. Означенная Матрена дочь дьячка Степана Петрова выдана была в замужество за Якова Иванова Кубасова.

Из всех детей Якова и Матрены остались в живых Марья, Петр и Александр; многие умерли в младенчестве, и очень часто при крещении их в восприемниках была записана города Бузулук Уфимской губернии умершего протоиерея Михаила Семенова жена вдова Анисья Александрова, родственную связь ее с семьей Якова и Матрены Кубасовых установить не удалось, но она есть. Эдуард предполагает, что протоиерей Михаил Семенов может оказаться родным братом отца Якова Иванова Ивана Семенова.

Третье поколение
Священник Петр Яковлев Кубасов

Петр Яковлев Кубасов родился в 1822 г. В Ревизию 1834 г. писан был в с. Ключищи Свияжского уезда при отце – дьячке Якове Иванове Кубасове, обучавшимся в Свияжском духовном училище. Окончил Казанскую духовную семинарию. 14 января  1845 г. в возрасте 23 лет вступил в  брак с девицей Наталией Гервасиевой 16 лет (1829 г.р.), дочерью священника села Кощаково Гервасия Иванова. Поручителями при бракосочетании выступили Свияжского уезда села Вязовые дьякон Иван Степанов и Тетюшского уезда села Барские Каратаи дьячек Александр Яковлев (брат Петра Яковлева), села Кощаково дьякон Иван Андреев и дьячок Петр Степанов.
28 января этого же года определен во священника к церкви с. Кляри Тетюшского уезда [6].
В 1854 г. у священника Петра Яковлева и жены его Наталии Гервасиевой подрастают дочери: Анна 5 лет (1849 г.р.) и Екатерина 2 месяцев (1854 г.р.).
При этой же церкви в 1854 г. состоит в дьячках Павел Стефанов Оранский 30 лет (1824 г.р.), пономарский сын, по исключении из Свияжского духовного училища в 1841 г. переведен в Казанскую духовную семинарию, по выходе из которой 31 июля 1844 г. и определен на настоящее место. В семействе у него:  жена Елена Иванова 30 лет (1824 г.р.) и дети: Михаил 6 лет (1848 г.р.), Анна 3 лет (1851 г.р.), Григорий 2 лет (1852 г.р.). Священнику Петру Кубасову двоюродный зять. Вероятно, жена Павла Стефанова Оранского приходилась двоюродной сестрой священнику Кубасову.
С 28 мая 1856 г. по 30 августа 1857 г. служит в с. Высокая Гора Казанского уезда [7]. Затем перемещен к приписанной к Кафедральному собору г. Казани кладбищенской церкви с августа 1857 г. по 30 октября 1858 г.

Рождественская церковь с. Высокая Гора Высокогорский р-он РТ. 2011. Фото мое

В Ревизии 1858 г. священник Петр Яковлев Кубасов записан временно прикомандированным к Благовещенскому собору  г. Казани, причина чего не названа. В семье произошли изменения. Не указана дочь Екатерина (возможно, умерла в младенчестве), родилась дочь Леонила 7 месяцев (1857/58 г.р.).
При соборе состоит псаломщиком Алексей Стефанов Грузинский 25 лет (1835 г.р.), по 9-й Ревизии (1850 г.) писан был в Екатерининской Слободе Чистопольского уезда при отце Стефане Ильине,  жена Татьяна Егорова.

В этом же 1858 году 30 октября о. Петр Кубасов был определен к Иоанно-Предтеченской церкви с. Ключищи Свияжского уезда. Здесь с ним в дьячках служит родной дядя его по жене Стефан Аменицкий (см. ниже), на настоящее место определен 5 октября 1855 г. с посвящением в стихарь.
В заштатных писан дьячок Яков Иванов Кубасов 67 лет (1791 г.р.), священнический сын. Служил в дьячках при этой церкви с 26 марта 1809 г., уволен по болезни. С ним жена Матрена Стефанова 67 лет 1791 г.р.). Это родители братьев Кубасовых.
С 9 октября 1868 г. по декабрь 1868 г. священник Петр Яковлев Кубасов служит в церкви с. Столбищи Казанского уезда [8]. 23 декабря 1868 г. переведен к церкви с. Кощаково Казанского уезда.

Четвертое поколение
Анна Петрова (Кубасова) Ильинская

Дочь Петра Яковлева Кубасова Анна Петрова была выдана замуж за священника церкви с. Куланга Свияжского [9] уезда Виктора Петрова Ильинского.

Петропавловская церковь села Куланга Вархнеуслонский р-он РТ

5 февраля (рожден 3 февраля) 1871 г. в приходской церкви с. Кощакова священником Петром Кубасовым в сослужении с дьячком Григорием Ивановым Тихоплесским был крещен внук батюшки – новорожденный младенец Николай. Родители: Свияжского уезда села Куланги священник Виктор Петров Ильинский и Анна Петрова. Восприемники: города Казани мещанин Василий Тимофеев и села Кощаково священника Петра Кубасова дочь девица Леонила Петрова.
И последняя запись о священнике Петре Яковлеве Кубасове в Метрической книге церкви с. Кощакова: 12 декабря (14 декабря крещен) 1871 г. у отца Петра Кубасова и жены его рожден сын Константин. В восприемниках: с.Кощаково волостного правления писарь Александр Павлов Красновидов и священническая дочь Леонила Петрова. Таинство крещения совершали села Тарлаши Казанского уезда священник Павел Александров Дульцинский с дьячком села Кощаково Григорием Тихоплесским.

Третье поколение
Пономарь Александр Яковлев Кубасов

Пономарь Кубасов Александр Яковлев (1824 г.-24.05.1879), дьячковский сын, обучался до высшего отделения Свияжского духовного училища, из которого был исключен и 28 декабря 1840 г. определен в Раифскую пустынь. 14 ноября 1842 г. был поставлен в пономари в с. Барские Каратаи, 7 ноября 1843 г. посвящен в стихарь, 10 августа 1845 г. перемещен в с. Кощаково Казанского уезда, 9 ноября 1865 г. перемещен в с. Богородское Казанского уезда [10]. В трех приходах довелось послужить за свою не столь уж долгую жизнь пономарю Александру Кубасову. Свой земной путь завершил он в возрасте 55 лет в с. Богородском Казанского уезда.

В Метрических книга с. Кощаково сохранились записи о рождении сыновей пономаря Александра Кубасова.
В 1847 г. марта 14 рожден (16 марта крещен) Федор. Родители: села Кощаково пономарь Александр Кубасов и его законная жена Екатерина Иванова (1825 г.р.), оба православного исповедания. Восприемники: града Казани Николо-Ляпуновской церкви пономарь Алексей Митропольский и Тетюшского уезда села Кирельского отданного в рекруты пономаря Ивана Тимофеева дочь Матрена Иванова. Совершил таинство крещения Лаишевского уезда села Мансурова священник Григорий Степницкий с приходским дьяконом Иваном Новосельским и дьячком Петром Степановым.
В 1862 г. марта 22 дня рожден (28 марта крещен) Петр. Родители: села Кощаково пономарь Александр Яковлев Кубасов и законная жена его Екатерина Иванова, оба православного исповедания. Восприемники: села Кощаково священник Петр Васильев Евтропов и умершего села Кирельского дьячка Ивана Тимофеева дочь девица Матрена Иванова. Совершил таинство Козьмодемьянского уезда села Шапкилей священник Андрей Виноградов с дьячком села Кощаково Василием Хотинским.
В числе сиротствующих записана вдова умершего на военной службе бывшего дьячка Тетюшского уезда села Кирельского Ивана Тимофеева жена Стефанида Иванова 75 лет (1797 г.р.) – теща Александра Кубасова, и ее дочь девица Матрена 43 лет (1829 г.р.), обе проживают на содержании пономаря Кубасова.

Четвертое поколение
Федор Александров Кубасов

В приходской школе села Богородского исправляет должность наставника пономарский сын Федор Александров Кубасов 25 лет (1847 г.р.), куда был определен в 1872 г. из 5-го класса Казанской духовной семинарии.

Родители жены Александра Яковлева Кубасова

Дед будущей жены Александра Кубасова по материнской линии - Иван Степанов (1774 г.р.) служил в пономарях при церкви во имя Обновления Храма Воскресения Христова села Кирельского Тетюшского уезда [11] с 1799 г. У него жена Фекла Степанова (1777 г.р.). Известны дети их: Михаил (1800 г.р.), обучался в Казанской Духовной Академии, и Василий (1804 г.р.), Степанида (1803 г.р.).

Отец будущей жены Александра Кубасова - Салмонасаров Иван Тимофеев (1800 г.- до 1872 г.) служил дьячком в той же церкви села Кирельского, куда был переведен из села Смолдиярова Лаишевского уезда [12] около 1828 г. Женат на Степаниде Ивановой (1803 г.р.) – дочери выше писанного пономаря Ивана Степанова. У них известны дочери: Екатерина 6 лет (1822 г.р.), Анастасия 4 лет (1824 г.р.), Матрена (1829 г.р.). Между 1828 и 1835 годами, возможно, по разбору 1831 г. Иван Степанов Салмоносаров был отдан в военную службу. И стали его жена и дочнри писаться в сиротстующих при пономаре Иване Степанове – отце Степаниды Ивановой.
Пономарь Александр Яковлев Кубасов женился на Екатерине Ивановой Салмонасаровой.

Древо-х-Салмонасаровых-Михновских. Кликабельно

Третье поколение
Мария Яковлева (Кубасова) Митропольская

Старшая сестра Петра и Александра Яковлевых Кубасовых Мария Яковлева (26 января 1812 г.р.) была выдана замуж за Алексея Иосифова дьячка Николо-Ляпуновской церкви г. Казани. Алексей Иосифович Митропольский (1811 г.р.) пономарский сын, по исключении из высшего отделения Казанской духовного уездного училища 24 ноября 1827 г. был определен и посвящен в стихарь Свияжского уезда с. Утяково к Тихвинской церкви [13] в пономаря. 4 декабря 1830 г. перемещен в том же звании в г. Свияжск к Богородицко-Рождественскому собору [14]. 14 августа 1834 г. переведен по своему желанию Свияжского уезда в с. Ширданы к Петропавловской церкви [15].

Петропавловская церковь села Ширданы Зеленодольский р-он РТ. Фото мои

27 августа 1841 г. перемещен к Николо-Ляпуновской церкви г. Казани. В 1857 г. октября 7 дня перемещен из с. Высокая Гора к церкви во имя Живоначальныя Троицы Спасского уезда с. Танкеевка [16].
В семье Митропольских известны сыновья Иван (1831 г.р.), Федор (1835 г.р.), Александр (1841 г.р.), дочери Евдокия (1833 г.р.) Наталия (1838 г.р.).
В числе заштатных состоит престарелый Казанской губернии Свияжского уезда села Ташевки Покровской церкви пономарь Иосиф Иванов 96 лет (1764 г.р.), живет на пропитании сына дьячка Алексея Митропольского.

Древо Митропольских-Кубасовых-Аменицких. Кликабельно

В 1830-е годы, а конкретно, по крайней мере в 1833 – 1837 гг. в Никольской церкви села Чебоксарка Чистопольского уезда [17] служил дьячок Семен Петров (1808 г.р.) дьячковский сын, наукам не обучался. Службу начал в 1826 г. восемнадцати лет от роду. 7 февраля 1826 г. был определен в Лаишевский уезд село Масловку к Иоанно-Богословской церкви [18] в дьячка.

Церковь Иоанна Богослова с. Масловка Рыбно-Слободской р-он РТ *

9 ноября 1827 г. переведен в с. Старосельское Спасского уезда [19], 8 июля 1832 г. посвящен в стихарь, 30 сентября 1833 г. перемещен в с. Чебоксарку. У Семена Петрова и жены его Прасковьи Ивановой (1813 г.р.) известны дети: Алексей (1833 г.р.) и Стефан (8 марта 1834 г.р.).

Четвертое поколение
Наталия Алексеева (Митропольская) Аменицкая

Стефан Семенов Аменицкий (1835 г.р.) сын Семена Петрова и Прасковии Ивановой проучился до низшего отделения Казанской духовной семинарии, откуда был исключен и 6 октября 1855 г. 21 года от роду был определен с посвящением в стихарь во дьячка к Иоанно-Предтеченской церкви с. Ключищи Свияжского уезда, где служил под началом дяди своей жены Наталии Алексеевой (урожд. Митропольской) священника Петра Яковлева Кубасова. По прошению 2 августа 1863 г. был перемещен в с. Танкеевку Спасского уезда. Откуда опять-таки по прошению был перемещен к Соборной Троицкой церкви г. Тетюш. У него жена Наталия Алексеева (1838 г.р.).  О детях его на 1895 г. известно следующее: Мария (1857 г.р.) в замужестве за священником с. Никольского Чистопольского уезда, Антонина (1864 г.р.), Александр (1866 г.р.) служит псаломщиком при Воздвиженской церкви г.Тетюши, Федор (1870 г.р.) состоит псаломщиком при церкви с.Красная Поляна Тетюшского уезда, Глафира (1873 г.р.) в замужестве за почтово-телеграфным служащим, Екатерина (1875 г.р.), девица кончила курс женской школы г.Тетюши.

Церковь Успенская с. Красная Поляна Тетюшский р-он. РТ

Пятое поколение
Сыновья Степана Семенова Аменицкого

Известны судьбы сыновей дьячка Стефана Семенова и Наталии Алексеевны Аменицких. Старший из сыновей Александр Стефанов Аменицкий (1866 г.р.) три года призывался к исправлению воинской повинности. Окончил курс Тетюшского уездного училища 16 июня 1882 г. 3 декабря 1884 г. определен псаломщиком к Успенской церкви с. Лебяжье Лаишевского уезда [20]. 25 августа 1885 г. был посвящен в стихарь. По прошению перемещен к Троицкой церкви с. Ямбухтино Тетюшского уезда [21] 7 августа 1885 г.

Троицкая церковь с. Ямбухтино Тетюшский р-он РТ

По распоряжению епархиального начальства перемещен на к Крестовоздвиженской церкви г. Тетюш [22] 5 июня 1886 г. В 1904 г. состоит псаломщиком при той же церкви. В В семействе у него жена Надежда Константинова (1872 г.р.) и дети: Таисия (1891 г.р.), Клавдия (1892 г.р.), Ольга (1893 г.р.). В семье его проживает сестра Надежды Константиновой Марья Константинова (1878 г.р.), девица. В 1904 г. при нем проживают жена его, двое сыновей 6 лет и 1 года и дочь 12 лет.
Федор Степанов Аменицкий родился в г. Тетюши в 1870 г. Окончил курс в Тетюшском уездном училище в 1885 г. Был определен псаломщиком в с. Ачи Лаишевского уезда [23] 10 октября 1889 г. В стихарь посвящен 28 октября 1890 г. По прошению был перемещен в с. Красная Поляна Тетюшского уезда к Успенской церкви [24] 31 мая 1893 г. В 1904 г. служит в с. Никифорово Тетюшского уезда  при церкви во имя Казанской Божией Матери служит псаломщиком Федор Степанов Аменицкий из уездного училища, в стихарь посвящен, холост. Службу начал в 1889 г., на настоящем месте с 1903 г.

О фамилиях

В Чистопольском уезде Казанской губернии было село Кубас. Однако связи семейства Кубасовых с этим селом обнаружить не удалось. Вопрос о происхождении фамилии первоначально поставил нас с Эдуардом в тупик. Но по размышлении пришла к предположению, что корень фамилии – кубас –  может иметь неизвестное мне значение. Неизменный помощник – интернет – подтвердил мое предположение. Вот что удалось найти:  »Фамилия «Кубасов» происходит от прозвища «Кубас». «Кубас» – это буй, т. е. поплавок на якоре, или поплавок от невода, или особый бочонок на ярусе». На карте РТ видно, что село Урахча располагается недалеко от берега реки Камы. Таким образом, не удивительно, что сын священника этого села Ивана Семенова Яков Иванов получил «речную» фамилию.

Стоит сказать несколько слов о фамилии отца жены Александра Яковлева Кубасова Ивана Тимофеева Салмонасарова. Совершенно очевидно, что фамилию свою получил он либо в уездном духовном училище, либо в семинарии, ибо происходит она от имени, которое носили несколько ассирийских царей, Салманасар в 1274-722 гг. до н.э.
————————————-
Сведения о церквах приводятся по Памятной книге Казанской епархии за 1904 г.
[1] Село Урахча Лаишевский уезд. Церковь каменная, построена в 1721 г. на средства прихожан, четырехпрестольная: главный, холодный во имя Владимирской Божией Матери, теплые приделы – с правой стороны во имя Божией матери «Утоли моя печали», с левой стороны – во имя Свят. Николая Чудотворца, холодный придел над вратами ограды в деревянной колокольне во имя Преп. Сергия Радонежского. В приходе селения: Тарханова (в 7 в.), Николаевка (в 2 в.), Безводная (в 4 в.) и Ивановка (в 6 в.), Мельничный Починок (в 2 в.).
[2] Село Ключищи Свияжский уезд. Церковь каменная, построена в 1804 г. на средства прихожан, трехпрестольная:главный, холодный в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, приделы – с правой стороны – теплый, во имя Св. Великом. Варвары, с левой – холодный, во имя Св. Ап. Петра и Павла. В приходе дер. Матюшина (в 2 в.). Ниже фото мое.

Предтеченская церковь с. Кючищи Верхнесклонский р-он РТ. 2011 г.

[3] Село Серда Лаишевский уезд. Церковь каменная, построена в 1774 г. неизвестно на какие средства, двухпрестольная: главный холодный в честь Преображения Господня, придел с левой стороны теплый во Св. Великомуч. Параскевы, с правой стороны выстроен вчерне придел во имя Св. муч. Софии. В приходе селения: Кибечи (в 4 в.), Верхняя Серда (в 2 в.), Колкомер (в 3 в.), Атрячи (в 2 в.),
[4] Село Ташевка Свияжский уезд. Церковь деревянная, построена в 1736 г. на средства прихожан, однопрестольная, в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. В приходе деревни: Гребени (в 3 в.), Новое Маматкозино (в 8 в.).
[5] Село Никифорово Спасский уезд ?
[6] Село Кляри Тетюшский уезд. Церковь деревянная, построена в 1757 г. на средства прихожан, обновлена на средства помещицы Соколовой в 1856 г., однопрестольная, во имя Св. Архистратига Божия Михаила. В приходе деревни: Малавка (в 1 в.), Тенишева (Мереткозина) (в 6 в.).
[7] Село Высокая Гора Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1886 г. на средства купца Степана Сергеева Суслова, трехпрестольная: главный, холодный в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, приделы – теплый с правой стороны во имя Св. Николая Чудотворца, с левой во имя Св. муч. Флора и Лавра. Приходские деревни: Кульсеитово (в 5 в.), Киндери (в 5 в.), Собакино (в 5 в.).
[8] Село Столбищи Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1825 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный, холодный во имя Свят. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев, придел теплый во имя Св. муч. Параскевы.
[9] Село Куланга Свияжский уезд. Церковь каменная, построена в 1803 г. на средства прихожан: главный, холодный, во имя Св. Ап. Петра и Павла, придельный, теплый, во имя Св. благов. князей муч. Бориса и Глеба. В приходе деревни: Средняя Куланга (в 1/2 в.), Нижняя Куланга (в 3 в.), Янгильдина (в 7 в.), Малыя Меми (в 8 в.), Азбаба (в 9 в.).
[10] Село Богородское Казанский уезд. Церковь каменная, построена в 1888 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная в честь Успения Пресвятыя Богородицы. В приходе селения: Чернопенье (в 1 в.), Гильдеево (в 1 1/2 в.).
[11] Село Кирельское Тетюшский уезд. Церковь деревянная, теплая, построена в 1754 гю на средства прихожан, двухпрестольная: главный в честь Обновления храма Воскресения Христова, придел во имя Св. Ап. Петра и Павла. В приходе деревня Менситово (в 2 в.).
[12] Село Смолдиярово Лаишевский уезд. Церковь деревянная, построена в 1781 г.на средства помещика Ник. Серг. Змеева-Сафонова, перестроена в 1883 г. на средства купца Павла вас. Щетинкина, двухпрестольная: главный, холодный во имя Казанской Божией Матери, придел теплый воо имя св. муч. Мины. В приходе селения: Среднее Девятово (Ларионовка) (в 2 в.), Ближнее Девятово (в 1 в.), Дальнее Девятово (Екатериновка, Камашево) (в 3 в.).
[13] Село Утяково Свияжский уезд. Церковь деревянная, построена в 1864 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Тихвинской Божией Матери. Приходские деревни: Чулпаниха (в 1 в.), Черпаево (в 2 в.), Луковская (в 5 в.), Русские Наратлеи (в 7 в.), Русские Азалеи (в 9 в.), Утяшки (в 6 в.).
[14] Город Свияжск. Богородице-Рождественский собор. Каменный, построен неизвестно когда, четырехпрестольный: главный в честь Рождества Пресвятыя Богородицы (холодный), приделы – с правой стороны – в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, с левой – во имя Св. Первоверховных Ап. Петра и Павла (холодный), третий придел устроен из диаконника во имя Св. Николая Чудотворца. Храмовой образ Рождества Пресв. Богородицы по преданию пожертвован царем Иоанном Васильевичем Грозным. Приписная Софийская церковь.
[15] Село Ширданы Свияжский уезд. Церковь каменная, двухэтажная, построена в 1784 г. на средства полковника Петра Иакинфия Лазарева, трехпрестольная: главный, холодный в верхнем этаже – во имя С.Ап. Петра и Павла, в нижнем этаже – тепл. во имя Св. муч. Иоанна Воина, под колокольней – холодный во имя Ахтырской Божией Матери. В приходе деревни: Старые Ширданы, Мал. Юрты, Селищи, Говядина и Большие Ширданы (в 2 в.), Малые Ширданы (в 6 в.).
[16] Село Танкеевка Спасский уезд. Церковь каменная, построена в 1859 г. на средства графа Дм. Ник. Блудова, пятипрестольная: главный храм холодный во имя Св. Троицы, холодные приделы – с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой стороны во имя Свят. Николая Чудотворца, теплые приделы – с правой стороны во имя Св. Дмитрия Ростовского Чудотворца, с левой – во имя Св. муч. царицы Александры. Местно-чтимая икона  Казанской Божией Матери.
[17] Село Чебоксарка Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1883 г. на средства прихожан и купца Дм. Ив. Стахеева, теплая, трехпрестольная: главный во имя Св. Николая Чудотворца, приделы – с левой стороны во имя Казанской Божией Матери, с правой стороны во имя Св. Ап. Иоанна Богослова. В приходе селения: Владимировка (в 7 в.), Покровка (в 3 в.), Благодаровка (в 3 в.), Чудиновка (в 5 в.), Васильевка (в 8 в.), Елизаветина (в 9 в.), Сергиевка (в 10 в.).
[18] Село Масловка Лаишевский уезд. Церковь каменная, построена в 1753 г. на средства помещика Ив. Александрова Родионова, теплая, двухпрестольная: главный во имя Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова, придел во имя Св. великомуч. Димитрия Солунского. В приходе селения: Димитровка (в 1 в.).
* Второе фото – источник
[19] Село Старосельское Спасского уезда. Церковь деревянная, построена в 1888 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божией Матери. В приходе селения: Хлебодаровка ( в 4 в.), Улемока (в 1 в.), Сабуровка (в 2 в.), Гурьевка (в 4 в.), Демидовка (в 2 в.).
[20] Село Лебяжье Лаишевский уезд. Церковь деревянная, теплая, построена в 1872 г. на средства прихожан, двухпрестольная: главный в честь Успения Пресвятыя Богородицы, придел во имя Св. Троицы.
[21] Село Ямбухтино Тетюшский уезд. Церковь каменная, двухэтажная, построена в 1741 г. на средства Казанского наместника Меф. Никит. Кудрявцева, четырехпрестольная: в верхнем этаже – главный во имя Св. Троицы, придел во имя Преп. Мергтя Радонежского Чудотворца, в нижнем этаже – во имя Св. Архистратига Божия Михаила, придел – во имя Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова. В приходе деревня Чулла (в 5 в.). Источник фото

Троицкая церковь с. Ямбухтино Тетюшский р-он РТ. 2012 г. Источник

[22] Город Тетюши Крестовоздвиженская церковь каменная, построена в 1879 г. на средства прихожан, теплая, трехпрестольная: главный в честь Воздвижения Креста Господня, приделы – с правой стороны во имя Владимирской Божией Матери, с левой – во имя св. Архистратига Божия Михаила. В приходе дер. Бизяевка (в 3 в.).
[23] Село Ачи Лаишевский уезд. Церковь деревянная, построена в 1880 г. на средства прихожан, теплая, двухпрестольная: главный в честь Нерукотворного Образа Спасителя , придел во имя Свят. Николая Чудотворца. В приходе селения: Мал. Ачи (в 1 в.), Нижн. Ачи (в 2 в.), Средн. Ачи (в 1/2 в.), Верхн. Ачи (в 1/2 в.), и сельцо Заводское (Литвиново) (в 1 в.). Комаровка (в 2 в.) и Юмгалак (в 6 в.) Мамадышского уезда. Бол. Кибяки-Кози (в 7 в.).
[24] Село Красная Поляна Тетюшский уезд. Церковь каменная, построена в 1757 г. на средства помещика генерал-майора Меф. Никит. Кудрявцева, теплая, двухпрестольная: главный в честь Успения Божией матери, придел теплый во имя Свят. Иоанна Златоустого. В приходе деревня Зеленовка (в 5 в.). Источник фото
На моем фото, предпосланном статье, общий вид села Ключищи со стороны Волги. 1960-е гг.

 

Отзывов: 4

  1. Наталья
    12.08.2019 в 23:46 | #

    У нас ведь тоже Кубасовы в родне. Моя бабушка – урождённая Кубасова. Наши Кубасовы прослеживаются родом из Никольского уезда Вологодской губернии.
    Дмитрий Баданин писал в книге «Древнейшие приходы земли Никольской» (Никольск, 2010 г) и о Кубасовых тоже. Его жена, кстати, моя троюродная сестра, урожд. Кубасова. Он умер несколько лет назад. Но он не рассматривал приходы на территории современного Кич-Городецкого района, ограничился своим Никольским.

    • galina
      13.08.2019 в 17:34 | #

      Наталья, а вы интересовались происхождением фамилии? Что известно о происхождении ваших Кубасовых? Напишите подробнее об этой семье. Было бы интересно познакомиться с её историей.

  2. 03.05.2022 в 17:30 | #

    Добрый день!
    Случайно увидела информацию о Предтеченской церкви в селе Ключищи Свияжского уезда. Мой прадед псаломщик Иван Алексеевич Билетов в 1892 году служил в селе Ключищи Свияжского уезда в Иоанно Предтеченской церкви. Его жена была Стефанида, дочь заштатного дьякона Иоанно Предтеченской церкви Данила Павловича Киселёва. Подскажите, пожалуйста, можно как-то найти информацию о периоде их службы.

    • galina
      03.05.2022 в 18:01 | #

      Наталья, попробую ответить после 7 мая.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>