© 2024 galina _osipova_S_V_S_T

Купеческая дочь Илария Осипова. Сарапул – Марсель – Сидней

МАКАС ВИКТОР ИВАНОВИЧ

Купеческий сын Николай Николаевич Осипов
Купеческий сын эсер Константин Николаевич Осипов. Ч.1
Купеческий сын эсер Константин Николаевич Осипов. Ч.2
Купеческий сын эсер Константин Николаевич Осипов. Ч.3

Начало

В метрической книге за 1892 год Вознесенского собора города Сарапул в первой ее части (о родившихся) под номером 199 появилась запись: родилась 25-го, крещена 31 октября Илария. Родители: сарапульский купец Николай Иванов Осипов и законная жена его Анна Михайлова, оба православного вероисповедания. Восприемники: дети их сын Валентин и девица Екатерина Николаевы Осиповы и нижегородская купеческая вдова Александра Михайловна Лопашева. [1]

От первого брака у купца Осипова было 5 детей, во втором с Анной Михайловной Лопашевой  родилось еще 9.

Воспитание и обучение детей младшего возраста традиционно проходило в родительском доме, в дальнейшем девочки могли после экзаменов поступать в гимназию. Однако выбор для Иларии был сделан не в пользу Сарапульской женской гимназии, она едет в Казань, в учебное заведение, которое называется Казанский Родионовский институт благородных девиц. В 1904 году она успешно сдает вступительные экзамены и зачисляется «своекоштною пансионеркою».
Независимому исследователю Г.Ф. Соколовой удалось найти в Архиве Республики Татарстан архивные материалы этого периода и они стали основой статьи «Илария Осипова и загадка старого молитвослова».

В Родионовском институте воспитанницы изучали обязательные предметы (Закон Божий, Русский язык и словесность, Французский и Немецкий языки, Математика, История, География, Естествоведение с гигиеной, Физика и космография, Педагогика, Рисование) и «сверх того» чистописание, рукоделие, хоровое пение, гимнастику и танцы.

28 мая 1911 года по итогам обучения «… Илария Осипова с Всемилостейшего соизволения Августейшей Покровитеницы ведомства Императрицы Марии Федоровны признана достойною награждения золотой медалью…».

Про рукоделие в купеческой семье

Из рассказов Осиповой Натальи Николаевны о ее старшей сестре Осиповой (Кармальской) Иларии Николаевне (записано внучкой – М. Андреевской).

«Илария очень хорошо шила, вязала, мастерила руками, имела хороший вкус. В семье Осиповых детей воспитывала в основном их мать, Анна Михайловна Осипова (в девичестве Лопашева). Дети были с малолетства приучены к ручному труду, несмотря на высокий достаток в семье.
У нас на даче под Казанью уже в советское время лежала колодка – форма, выточенная из дерева и металлическая «нога» на деревянной палке. На мой детский вопрос: «Что это?», бабушка рассказывала, что это Илария сама шила себе обувь – туфельки».

Казанский Родионовский институт,
Сиротский институт С.-Петербург

Теперь для завершения образование путь Иларии – в Петербург. Правда, жизненные обстоятельства изменились. В 1910 году скончался отец – Николай Иванович. Про материальный достаток в семье уже нет речи. Составлено и рассмотрено соответствующее ходатайство, «Отличницу из Казани» принимают «казенною пансионеркою» в Высший класс учительниц французского языка при Санкт-Петербургском Сиротском Институте Императора Николая I. [2]


На этом этапе жизни у Иларии было желание преподавать иностранные языки [3], жить самостоятельно, зарабатывать и помогать семье. По тому времени сфера преподавания было фактически единственной возможной для женщины (в плане карьеры).

Два года обучения в Петербурге и получено Свидетельство № 36 о среднем образовании. А вместе с ним – право работать учительницей.
Преподавательская карьера начинается в Сарапульской женской гимназии, затем Вятское Александровское реальное училище, Чистопольская мужская гимназия.
На выбор Чистополя как города проживания и работы (полных 3 года), возможно, повлиял факт переезда матери с младшими детьми в Казань [4].

Илария в С.-Петербурге

Илария в Чистополе. 1917 г.

Сестра милосердия

Институт сестер милосердия появился в Российской империи в 40-х годах XIX века. В годы Крымской войны сестры милосердия трудились в госпиталях осажденного Севастополя. Впоследствии выдающийся хирург Николай Пирогов напишет о первых сестрах Крымской войны: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

В 1867 году в России появилось Общество попечения о больных и раненых, впоследствии его переименуют в Российское общество Красного Креста. На женские плечи легла тяжелая работа: дежурства у кроватей раненых, кормление, уход, перевязки, помощь врачам во время операций, а также ведение хозяйства при госпиталях. Жалование женщинам платили, но, как правило, вовсе не оно было главным мотивом вступления в общину. Многие сестры милосердия были весьма знатного происхождения и о деньгах не беспокоились; некоторые из них искренне мечтали посвятить жизнь медицине или отправлялись на фронт вслед за своими близкими – отцами, сыновьями и братьями.

Звание сестры милосердия было почетным, а требования к претенденткам на звание выдвигались очень строгие. Вступить в общину могла женщина возрастом от 18 до 40 лет, обученная грамоте и не имеющая серьезных проблем со здоровьем. Прежде чем стать сестрой милосердия, необходимо было пройти двухгодичное обучение (во время войны этот срок был сокращен) и успешно сдать экзамены. Сестры носили темное платье, белую косынку и белый передник с красным крестом на груди, а также повязку на левой руке. В 1916 году Главноуполномоченный Красного Креста внутреннего района империи А.Д. Самарин издал по всем подведомственным ему учреждениям циркуляр о порядке ношения формы сестрами милосердия. Форму запрещалось надевать для похода в театр, кино, на концерты и «всякого рода публичные увеселения и зрелища». А также не допускалось сочетание формы сестры милосердия с не относящимися к ней элементами гардероба и украшениями.

11 августа 1914 года был образован Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов под председательством императрицы Александры Федоровны. Через два года супруга Николая II основала Комитет помощи русским военнопленным. Одной из выдающихся благотворительниц была и сестра императрицы – Великая княгиня Елизавета Федоровна. В августовском номере журнала «Женское дело» за 1914 год ее портрет в форме сестры милосердия был помещен на обложку. В начале войны, будучи председательницей Московского отдела Красного Креста, она занималась устройством госпиталей, аптечных складов, формированием санитарных поездов. Благодаря помощи раненым и увечным воинам Елизавета Федоровна стала образцом доброты и чуткости для множества женщин.

Беспрецедентным поступком в русской истории стало решение императрицы Александры Федоровны работать вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной сестрами милосердия, ассистировать хирургам при операциях. В лазарете августейшие особы без каких-либо привилегий выполняли функции согласно полученной квалификации: Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна – в отделении для низших чинов, Александра Федоровна – в отделении для офицеров. Это оказывало сильное мотивирующее воздействие на женщин и добавляло престижа работе в больницах и лазаретах. В годы Первой мировой войны в России насчитывалось более 40 тысяч сестер милосердия, труд которых сложно переоценить. [5]

Выбор нового пути

1915 год, Первая Мировая война в разгаре. Успешный педагог Илария Осипова приняла для себя решение участвовать в работе общины сестер милосердия. Возможно, потому, что брат Константин – в действующей армии. Да и вообще в семье Осиповых был настрой – посильно помогать фронту. Еще в годы Русско-Японской войны во время мобилизации прибывавшие в Сарапул рекруты обеспечивались питанием за счет купечества, ежедневно в доме купца Осипова получали еду и кров 20 будущих воинов.

Требования по уровню образования – выполнены, а специальные знания Иларии предстоит получить. Значит – в Москву, в Московскую фельдшерско-акушерскую школу доктора Рогинского. Выбор города предположительно был связан и с традицией семьи Осиповых – помогать родственникам. В Москве, на Малой Бронной, 8 (дом Зиловой) обосновалась семья младшего брата Николая Осипова – Ивана. Можно было рассчитывать на помощь и содействие.

Военное время диктует свои сроки подготовки – полный курс за 2 месяца. Изучаются предметы: гигиена, бактериология и эпидемиалогия, общая патология, частная патология и терапия, диагностика, общая хирургия (теория и практика), венерические болезни, фармакология, уход за больными, скорая медицинская помощь, нервная и психиатрическая клиника.

По завершении курса Иларией Осиповой был получен документ «Свидетельство для сестеръ милосердiя VI серiя», 1915 год. [6]
Затем практика в Тамбовском госпитале. Можно предположить, что новые знания и опыт изменили «вектор жизненного пути» преподавателя французского.

Работа в гимназии продолжается, но принято решение готовиться и сдавать экзамены в медицинский институт. Правда, есть проблема: в медицинский ВУЗ принимают с дипломом об окончании мужской гимназии. Программы женских и мужских учебных заведений не совпадают, необходимо «досдать» недостающие предметы. [7]

К маю 1917 г. «дополнительные испытания за курс мужской гимназии по русскому языку, математике и физике» выдержаны и необходимо определиться – в какой конкретно университет [7] поступать?
Выбор не очевиден. Томск, Первый Сибирский Томский Императорский имени Александра III Университет.
Ехать в незнакомый город, через полстраны, в год революции и отречения от власти государя? Всё не совсем так. В Томске обосновался и преподает в Томском технологическом институте Владимир Петрович Зылёв. [9] Есть и личная причина – Илария едет не одна.

Владимир

Вполне можно предположить, что Илария – незамужняя преподавательница французского в мужской гимназии – была окружена поклонниками. И среди них был один из ее учеников Владимир Петрович Кармальский. Он родился 2 января 1897 г. в семье священника с. Арбузов Баран Чистопольского уезда Казанской губернии Петра Ивановича Кармальского и жены его Раисы Федоровны. Обучался в Чистопольской мужской гимназии, в которую Илария Осипова была переведена преподавательницей французского языка в августе 1914 г. из женской гимназии г. Сарапула. У молодых людей было достаточно времени для близкого знакомства.  Вероятно, в 1917 г. по окончании Владимиром Кармальским гимназии они приняли решение связать свои судьбы браком. Документами об этом мы не располагаем. Потому неизвестно, был ли брак освящен в церкви или зарегистрирован как-то иначе.
В октябре 1917 года Илария с мужем оказываются в Томске, куда они отправились за новыми знаниями.

———————————
Комментарии:
[1] Александра Михайловна – прабабушка новоокрещенной Иларии, Екатерина – старшая сестра от первого брака Н. Осипова.
[2] В 1871 был открыт высший класс учительниц французского языка (Казанская ул., 3), куда принимали «девиц преимущественно из губернских институтов отличнейших по успехам и благонравию». В программу входили истории европейских литератур, особенно французской, география, декламация и методика преподавания, латинский язык. Окончившие высшие классы девочки получали право работы учительницей.
[3] Владела в дальнейшем французским, английским, немецким, греческим и латинским языками.
[4] Расстояние между городами ок. 130 км.
[5] По материалам «Ангелы в белых платочках«.
[6] Имеется ее собственноручная подпись в регистрационной ведомости выдачи документов. ГБУ города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» Фонд 521 опись 1 дела1-3
[7] Об этом подробно – в статье Г. Соколовой Илария Осипова и загадка старого молитвослова
[8] Обучение «гражданских» врачей проводилось на медицинских факультетах университетов.
[9] О нем писалось выше.
[10] Кармальский Владимир родился 2 января 1897 г. в семье священника с. Арбузов Баран Петра Ивановича Кармальского и жены его Раисы Федоровны. Был старшим ребенком в семье.
[11] На фото, предпосланном статье, Томский Императорский университет.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>