© 2024 galina _osipova_S_V_S_T

Купеческая дочь Илария Осипова. Сарапул – Марсель – Сидней. Часть I

МАКАС ВИКТОР ИВАНОВИЧ

Купеческий сын Николай Николаевич Осипов
Купеческий сын эсер Константин Николаевич Осипов. Ч.1
Купеческий сын эсер Константин Николаевич Осипов. Ч.2
Купеческий сын эсер Константин Николаевич Осипов. Ч.3

Начало

В метрической книге за 1892 год Вознесенского собора города Сарапул в первой ее части (о родившихся) под номером 199 появилась запись: родилась 25-го, крещена 31 октября Илария. Родители: сарапульский купец Николай Иванов Осипов и законная жена его Анна Михайлова, оба православного вероисповедания. Восприемники: дети их сын Валентин и девица Екатерина Николаевы Осиповы и нижегородская купеческая вдова Александра Михайловна Лопашева. [1]

От первого брака у купца Осипова было 5 детей, во втором с Анной Михайловной Лопашевой  родилось еще 9.

Воспитание и обучение детей младшего возраста традиционно проходило в родительском доме, в дальнейшем девочки могли после экзаменов поступать в гимназию. Однако выбор для Иларии был сделан не в пользу Сарапульской женской гимназии, она едет в Казань, в учебное заведение, которое называется Казанский Родионовский институт благородных девиц. В 1904 году она успешно сдает вступительные экзамены и зачисляется «своекоштною пансионеркою».
Независимому исследователю Г.Ф. Соколовой удалось найти в Архиве Республики Татарстан архивные материалы этого периода и они стали основой статьи «Илария Осипова и загадка старого молитвослова».

В Родионовском институте воспитанницы изучали обязательные предметы (Закон Божий, Русский язык и словесность, Французский и Немецкий языки, Математика, История, География, Естествоведение с гигиеной, Физика и космография, Педагогика, Рисование) и «сверх того» чистописание, рукоделие, хоровое пение, гимнастику и танцы.

28 мая 1911 года по итогам обучения «… Илария Осипова с Всемилостейшего соизволения Августейшей Покровитеницы ведомства Императрицы Марии Федоровны признана достойною награждения золотой медалью…».

Про рукоделие в купеческой семье

Из рассказов Осиповой Натальи Николаевны о ее старшей сестре Осиповой (Кармальской) Иларии Николаевне (записано внучкой – М. Андреевской).

«Илария очень хорошо шила, вязала, мастерила руками, имела хороший вкус. В семье Осиповых детей воспитывала в основном их мать, Анна Михайловна Осипова (в девичестве Лопашева). Дети были с малолетства приучены к ручному труду, несмотря на высокий достаток в семье.
У нас на даче под Казанью уже в советское время лежала колодка – форма, выточенная из дерева и металлическая «нога» на деревянной палке. На мой детский вопрос: «Что это?», бабушка рассказывала, что это Илария сама шила себе обувь – туфельки».

Казанский Родионовский институт,
Сиротский институт С.-Петербург

Теперь для завершения образование путь Иларии – в Петербург. Правда, жизненные обстоятельства изменились. В 1910 году скончался отец – Николай Иванович. Про материальный достаток в семье уже нет речи. Составлено и рассмотрено соответствующее ходатайство, «Отличницу из Казани» принимают «казенною пансионеркою» в Высший класс учительниц французского языка при Санкт-Петербургском Сиротском Институте Императора Николая I. [2]


На этом этапе жизни у Иларии было желание преподавать иностранные языки [3], жить самостоятельно, зарабатывать и помогать семье. По тому времени сфера преподавания было фактически единственной возможной для женщины (в плане карьеры).

Два года обучения в Петербурге и получено Свидетельство № 36 о среднем образовании. А вместе с ним – право работать учительницей.
Преподавательская карьера начинается в Сарапульской женской гимназии, затем Вятское Александровское реальное училище, Чистопольская мужская гимназия.
На выбор Чистополя как города проживания и работы (полных 3 года), возможно, повлиял факт переезда матери с младшими детьми в Казань [4].

Илария в С.-Петербурге

Илария в Чистополе. 1917 г.

Сестра милосердия

Институт сестер милосердия появился в Российской империи в 40-х годах XIX века. В годы Крымской войны сестры милосердия трудились в госпиталях осажденного Севастополя. Впоследствии выдающийся хирург Николай Пирогов напишет о первых сестрах Крымской войны: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».

В 1867 году в России появилось Общество попечения о больных и раненых, впоследствии его переименуют в Российское общество Красного Креста. На женские плечи легла тяжелая работа: дежурства у кроватей раненых, кормление, уход, перевязки, помощь врачам во время операций, а также ведение хозяйства при госпиталях. Жалование женщинам платили, но, как правило, вовсе не оно было главным мотивом вступления в общину. Многие сестры милосердия были весьма знатного происхождения и о деньгах не беспокоились; некоторые из них искренне мечтали посвятить жизнь медицине или отправлялись на фронт вслед за своими близкими – отцами, сыновьями и братьями.

Звание сестры милосердия было почетным, а требования к претенденткам на звание выдвигались очень строгие. Вступить в общину могла женщина возрастом от 18 до 40 лет, обученная грамоте и не имеющая серьезных проблем со здоровьем. Прежде чем стать сестрой милосердия, необходимо было пройти двухгодичное обучение (во время войны этот срок был сокращен) и успешно сдать экзамены. Сестры носили темное платье, белую косынку и белый передник с красным крестом на груди, а также повязку на левой руке. В 1916 году Главноуполномоченный Красного Креста внутреннего района империи А.Д. Самарин издал по всем подведомственным ему учреждениям циркуляр о порядке ношения формы сестрами милосердия. Форму запрещалось надевать для похода в театр, кино, на концерты и «всякого рода публичные увеселения и зрелища». А также не допускалось сочетание формы сестры милосердия с не относящимися к ней элементами гардероба и украшениями.

11 августа 1914 года был образован Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов под председательством императрицы Александры Федоровны. Через два года супруга Николая II основала Комитет помощи русским военнопленным. Одной из выдающихся благотворительниц была и сестра императрицы – Великая княгиня Елизавета Федоровна. В августовском номере журнала «Женское дело» за 1914 год ее портрет в форме сестры милосердия был помещен на обложку. В начале войны, будучи председательницей Московского отдела Красного Креста, она занималась устройством госпиталей, аптечных складов, формированием санитарных поездов. Благодаря помощи раненым и увечным воинам Елизавета Федоровна стала образцом доброты и чуткости для множества женщин.

Беспрецедентным поступком в русской истории стало решение императрицы Александры Федоровны работать вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной сестрами милосердия, ассистировать хирургам при операциях. В лазарете августейшие особы без каких-либо привилегий выполняли функции согласно полученной квалификации: Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна – в отделении для низших чинов, Александра Федоровна – в отделении для офицеров. Это оказывало сильное мотивирующее воздействие на женщин и добавляло престижа работе в больницах и лазаретах. В годы Первой мировой войны в России насчитывалось более 40 тысяч сестер милосердия, труд которых сложно переоценить. [5]

Выбор нового пути

1915 год, Первая Мировая война в разгаре. Успешный педагог Илария Осипова приняла для себя решение участвовать в работе общины сестер милосердия. Возможно, потому, что брат Константин – в действующей армии. Да и вообще в семье Осиповых был настрой – посильно помогать фронту. Еще в годы Русско-Японской войны во время мобилизации прибывавшие в Сарапул рекруты обеспечивались питанием за счет купечества, ежедневно в доме купца Осипова получали еду и кров 20 будущих воинов.

Требования по уровню образования – выполнены, а специальные знания Иларии предстоит получить. Значит – в Москву, в Московскую фельдшерско-акушерскую школу доктора Рогинского. Выбор города предположительно был связан и с традицией семьи Осиповых – помогать родственникам. В Москве, на Малой Бронной, 8 (дом Зиловой) обосновалась семья младшего брата Николая Осипова – Ивана. Можно было рассчитывать на помощь и содействие.

Военное время диктует свои сроки подготовки – полный курс за 2 месяца. Изучаются предметы: гигиена, бактериология и эпидемиалогия, общая патология, частная патология и терапия, диагностика, общая хирургия (теория и практика), венерические болезни, фармакология, уход за больными, скорая медицинская помощь, нервная и психиатрическая клиника.

По завершении курса Иларией Осиповой был получен документ «Свидетельство для сестеръ милосердiя VI серiя», 1915 год. [6]
Затем практика в Тамбовском госпитале. Можно предположить, что новые знания и опыт изменили «вектор жизненного пути» преподавателя французского.

Работа в гимназии продолжается, но принято решение готовиться и сдавать экзамены в медицинский институт. Правда, есть проблема: в медицинский ВУЗ принимают с дипломом об окончании мужской гимназии. Программы женских и мужских учебных заведений не совпадают, необходимо «досдать» недостающие предметы. [7]

К маю 1917 г. «дополнительные испытания за курс мужской гимназии по русскому языку, математике и физике» выдержаны и необходимо определиться – в какой конкретно университет [7] поступать?
Выбор не очевиден. Томск, Первый Сибирский Томский Императорский имени Александра III Университет.
Ехать в незнакомый город, через полстраны, в год революции и отречения от власти государя? Всё не совсем так. В Томске обосновался и преподает в Томском технологическом институте Владимир Петрович Зылёв. [9] Есть и личная причина – Илария едет не одна.

Владимир

Вполне можно предположить, что Илария – незамужняя преподавательница французского в мужской гимназии – была окружена поклонниками. И среди них был один из ее учеников Владимир Петрович Кармальский. Он родился 2 января 1897 г. в семье священника с. Арбузов Баран Чистопольского уезда Казанской губернии Петра Ивановича Кармальского и жены его Раисы Федоровны. Обучался в Чистопольской мужской гимназии, в которую Илария Осипова была переведена преподавательницей французского языка в августе 1914 г. из женской гимназии г. Сарапула. У молодых людей было достаточно времени для близкого знакомства.  Вероятно, в 1917 г. по окончании Владимиром Кармальским гимназии они приняли решение связать свои судьбы браком. Документами об этом мы не располагаем. Потому неизвестно, был ли брак освящен в церкви или зарегистрирован как-то иначе.
В октябре 1917 года Владимир и Илария едут в Томск за новыми знаниями, новой карьерой в новой стране.

———————————
Комментарии:
[1] Александра Михайловна – прабабушка новоокрещенной Иларии, Екатерина – старшая сестра от первого брака Н. Осипова.
[2] В 1871 был открыт высший класс учительниц французского языка (Казанская ул., 3), куда принимали «девиц преимущественно из губернских институтов отличнейших по успехам и благонравию». В программу входили истории европейских литератур, особенно французской, география, декламация и методика преподавания, латинский язык. Окончившие высшие классы девочки получали право работы учительницей.
[3] Владела в дальнейшем французским, английским, немецким, греческим и латинским языками.
[4] Расстояние между городами ок. 130 км.
[5] По материалам «Ангелы в белых платочках«.
[6] Имеется ее собственноручная подпись в регистрационной ведомости выдачи документов. ГБУ города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы» Фонд 521 опись 1 дела1-3
[7] Об этом подробно – в статье Г. Соколовой Илария Осипова и загадка старого молитвослова
[8] Обучение «гражданских» врачей проводилось на медицинских факультетах университетов.
[9] О нем писалось выше.
[10] Кармальский Владимир родился 2 января 1897 г. в семье священника с. Арбузов Баран Петра Ивановича Кармальского и жены его Раисы Федоровны. Был старшим ребенком в семье.
[11] На фото, предпосланном статье, Томский Императорский университет.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>